Моисеева Ольга Сергеевна воспитатель Игнатович Юлия Александровна воспитатель МАДОУ детский сад № 13
В развитии ребенка основной целью работы педагога является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Чтобы достичь положительных результатов в работе педагог должен выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые бы оптимально соответствовали поставленной цели развития личности.
Для решения поставленных целей и задач одним из перспективных методов построения образовательной деятельности является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт.
Так, например, основная идея проектной деятельности – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Данная технология помогает «запустить» активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ, в ходе которой решается весь комплекс образовательных задач.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основанный на их интересе предполагает самостоятельную активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Проект строится так, чтобы реализовать федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Важно соблюдать основной принцип проектной деятельности – выбор и планирование осуществляется совместно: дети и взрослые.
Темы проектов могут быть самыми разными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное развитие. Педагог, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, найдет много тем для организации проектов.
После выбора темы, необходимо выяснить, что дети знают об этом, с помощью модели трех вопросов «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?». Все идеи и высказывания записываются на специально подготовленном бланке. Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора. Это позволяет педагогу выявить интересы детей, их словарный запас по предлагаемым темам и запланировать дальнейшую работу.
После выбора темы и определения основных направлений деятельности в результате совместного обсуждения детей и взрослого участники разрабатывают совместный план мероприятий и занятий в центрах активности на все время реализации проекта. Вся планируемая деятельность в центрах активности по выбранной теме отражается в «Детской паутинке», которая в течение всего проекта «заполняется» детьми самостоятельно.
Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:
Выбор цели проекта - воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.
Выполнение проекта - выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов - проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Каждый проект охватывает разнообразную деятельность детей и предполагает работу во всех центрах активности:
-центр математики; -центр строительства; -центр песка и воды; -центр литературы; -центр искусства и т.д.
Во время проекта дети проходят несколько стадий:
· Стадия экспериментирования: ребенок изучает материал, используя все чувства — зрение, тактильные ощущения, обоняние, а иногда, в зависимости от материала, даже вкус; · Стадия введения необходимого словаря, связанного с новым материалом; · Стадия выделения проблемы — обычно это вопрос, возникший во время обсуждения.
После того как проблема выделена, задача педагога — мотивировать ребенка к нахождению решений и ответов.
Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность всех участников образовательного процесса (воспитатель – ребенок, ребенок – родители, воспитатель – родители).
Совместное погружение с детьми в образовательный процесс через проигрывание ролей, экспериментирование, создание проблемной ситуации, пополнение и обновление развивающей среды дает возможность детям применять полученный опыт на практике, транслировать свои знания.
Проектная деятельность строится так, чтобы детям было интересно и доступно. В процессе подготовки педагоги обмениваются опытом, предлагают разнообразные формы, методы и технологии работы с детьми. Такой подход дает возможность ребенку более глубже погружаться в тему, получать новый социальный опыт, развивать адаптационные возможности, а мне как воспитателю – увидеть со стороны образовательный процесс.
Очень важная составляющая удачно реализованных проектов, это обязательное участие родителей. Их заинтересованность в жизни группы, интерес к тому, что мы делаем и чем живём, очень помогает реализовать в полном объёме всё задуманное. Но, к сожалению, не все родители имеют возможность поучаствовать в жизни группы из-за своей занятости, поэтому по возможности привлекаются в незначительной роли, например:
В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя им становиться успешнее.
Список литературы:1. Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2017.
2. Проектирование совместной деятельности детей и взрослых при организации образовательного процесса. Технология группового сбора. Методические материалы. – Томск: ОГБУ «РЦРО», - 2014.