Конференции
2023-07-06 16:07 Апрель 2023

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Колмычкова Елена Сергеевна
воспитатель
ГБОУСОШ 1 "ОЦ" СП8 д/с "Аленушка" с. Кинель-Черкассы

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры. В отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Формирование экологической культуры детей и начало ее становления падает на первые пять-семь лет жизни ребенка.

Поэтому дошкольное экологическое образование предполагает эмоционально-действенный характер и активное усвоение знаний и представлений об окружающем мире, участие в сохранении и приумножении природных богатств. Приоритетными являются следующие методы, формы и средства обучения дошкольников:

· наблюдения за окружающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы;

· озеленение открытых площадок;

· фенологические наблюдения за живыми объектами;

· участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;

· поделки из природного материала;

· дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.

· В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. При этом любые методы обучения характеризуются тремя признаками: целью обучения, способом усвоения содержания, взаимодействием участников процесса.

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности, обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Какие методы являются особо значимыми в экологическом образовании?

Можно выделить пять групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического образования детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания — позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

Организация длительных наблюдений -это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение— это главное формирование у дошкольников в конкретных представлениях о природе, основа образного мышления.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.

Метод наблюдения – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов, сезонных явлений. Метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно -наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино — и телефильмы.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование.

Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования. Работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

В экологическом воспитании детей широко используются все указанные методы, а наблюдение — один из основных и ведущих наглядных методов — играет важную роль в воспитании и обучении дошкольников.

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять важные функции. В форме диалога происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания — проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Работа с семьей по экологическому образованию.

Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитание экологически грамотного человека.

Все обозначенные позиции по педагогическому методу имеют прямое отношение к определению и обсуждению методов экологического воспитания дошкольников.

Поэтому в наше современное время главная задача для воспитателей – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас. Подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в ответе за планету Земля, и каждый может сохранить и приумножить её красоту.

Ведь детство – это настоящая, яркая, неповторимая часть жизни; от него зависит каким человеком станет сегодняшний малыш