Коррекционно - воспитательные: Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение двигаться в соответствии с данным образом; Совершенствовать личные качества, чувство коллективизма.
Логопед: Я сейчас вам прочитаю стихотворение,а вы попробуйте отгадать про какое время года оно написано:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
Логопед: Самая радостная и красивая осень — в лесу. В городе хмуро и сыро, а в нашем волшебном лесу осень все раскрасила яркими красками. Мы на опушке леса. Посмотри, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит, зовет. Давай встанем в кружок и немного гуляем.
1. Звучит «Марш». Ходьба, маршировка.
- Ходьба, руки на поясе.
По лесу мы все идем
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- Ходьба на пяточках, руки на поясе.
Высоко от земли пролетают журавли,
Все летят, должно быть это
Пролетает наше лето.
- Ходьба на носочках, с поднятыми руками.
На носочках тихо, тихо
Мы по листикам идем.
Руки выше поднимаем
Мы до неба достаем.
- Бег по кругу.
Мы по лесу побежали
И к полянке подбежали.
- Построение в круг.
Встали дружно мы в кружок
Дай мне руки, мой дружок.
.А теперь мы все подышим:
2. Дыхательное упражнение «Ветер»
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф.
И качает так листок — ф-ф-ф. Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф.
И качает так листок — ф-ф-ф. Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки. Осенние листочки на веточках сидят, Осенниелисточки детям говорят:
Осиновый — а-а-а.
Рябиновый — и-и-и.
Березовый — о-о-о.
Дубовый — у-у-у.
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
А наши листочки падают с больших деревьев,давайте посмотрим как:
3. Упражнение, регулирующее мышечный тонус. Мы проговариваем текст и выполняем движения. «ДЕРЕВЦО»
Дует ветер нам в лицо. (махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо. (руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)
Ветерок всё тише-тише, (плавно опустить руки)
Деревцо всё выше-выше. (поднять руки и тянуться вверх)
4. Упражнение для общей и мимической моторики«Осень».
Описание. Дети сидят в кругу.
Осень солнцу улыбнулась – дети улыбаются
Обсушилась (трясут кистями)
Отряхнулась (поглаживающие движения от плеча к кистям)
Раскраснелась (руки в стороны)
Разошлась (руки на пояс)
Бабьем летом назвалась (улыбаемся).
Музыкальное сопровождение (по выбору муз. руководителя, в ритме текста)
5. Пальчиковая гимнастика.
Цель: совершенствование ритмического чувства, развитие пальцевой моторики Описание. Дети сидят в кругу.
Капли первые упали (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки)
И детишек напугали (указательный и средний «бегут» по центру ладошки)
Дождик застучал сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)
Дождь полил как из ведра сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)
Разбежалась детвора (указательный и средний «бегут» по центру ладошки в ритме музыки)
В небе молния сверкает (руки сжаты в кулак, раскрываем резко пальцы- «молнии»)
Гром все небо разрывает (стучат кулачком о кулачок).
А потом из тучи солнце (руки поднимаем вверх, пальца раскрыты –«солнце»)
Вновь посмотрит нам в оконце (одна рука, согнутая в локте, над головой, другая - под подбородком – «окошечко»).
**Примечание – не забыть в конце упражнения попросить детей улыбнуться.
Муз.сопровождение: «Дождик и слезинки» муз. Н. Лукониной
6. Подвижная игра
«Слушай внимательно»
Цель – развитие слухового на внимания. Дети под маршевую музыку шагают по залу. –Если педагог ударяет
- один раз по бубну, дети останавливаются. В это время музыка не звучит.
- два удара – дети должны присесть
7. Упражнение «Дождик» на координацию движения с музыкой и речью.
Дети.
Дождик, дождик на дорожке
(стучат кулачками друг о друга).
Он намочит наши ножки
(наклоняются, хлопают ладонями по коленям).
Нужно ножки поднимать
(стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).
Через лужицы скакать
(указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).
Вот так, вот так
Через лужицы скакать
(прыжки из стороны в сторону).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(семенящий бег на месте).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(присесть — «спрятаться в домик»).
8. Артикуляционная гимнастика.
У. -д. Ох, долгий, долгий путь.
Присядем отдохнуть.
Дети садятся на коврик. Учитель-дефектолог показывает предметные картинки (солнышко, дождик, грибок, ветерок, говорит слова и показывает соответствующее упражнение, а дети выполняют.
«Улыбка»: Солнышко нам улыбнётся (губы сомкнуты и растянуты в улыбке).
«Грибок»: Вырастет грибок (прижать кончик языка к нёбу, оттягивая нижнюю челюсть вниз, таким об-разом растягивая подъязычную связку).
«Ветерок»: Подует ветерок (рот открыт, широкий распластанный язык лежит на нижней губе,дуть на него: ф-ф-ф-ф).
9. Хороводная игра «По малину в лес пойдём»
Цель: Развитие чувства коллективизма, умение согласовывать движения с музыкой.Описание: дети стоят в кругу, взявшись за руки).
1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем
в лес пойдем (дети идут по кругу).
Плясовую заведем, заведем, заведем
(поочерёдно выставляют ноги)
Припев:
Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
2. Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)
Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок.
(щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину,перед грудьюПрипев: движения те же
3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)
Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).
Припев: движения те же.
4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»).
Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»).
Припев: движения те же.
Муз. сопровождение А. Филиппенко «По малину в сад пойдём»
Мы погладим лобик
Мы погладим щечки
Мы погладим шейку
Мы погладим носик
Мы погладим ручки
Мы погладим ножки
Формула «формулу расслабления».
Музыкальное сопровождение:
Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят "волшебные"слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга).
Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).