· научить «читать» театральную программку, выделять из нее нужную информацию;
· совершенствовать навыки анализа текста;
· научить составлять театральную программку.
Тип занятия: открытие новых знаний
Форма организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Продолжительность: 45 минут
Предварительная работа: создание презентации, раздаточный материал – таблица анализа содержания театральной программки.
Использованное оборудование:
- Ноутбук.
- Электронная доска.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Power Point.
- Колонки.
Задачи этапа
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Методы, приемы обучения
Беседа
Форма
Фронтальная
вызвать познавательный интерес к занятию
- Ребята, сейчас у нас с вами внеклассное занятие.
- Чему мы уже говорили с вами на наших внеклассных занятиях?
- Зачем нам это надо?
- Молодцы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.
Регулятивные: формирование волевой саморегуляции, умения настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку.
Коммуникативные: развитие умения вступать в мини-диалог.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Методы, приемы обучения
Создание проблемной ситуации
Форма
Фронтальная
обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;
вызвать познавательный интерес к проблеме.
- Сегодня у нас еще одно внеклассное занятие. О его теме вы сможете догадаться сами, посмотрев видео-ролик.
- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?
- А можете ли вы сказать, почему именно о театре мы будем говорить сегодня?
На эту тему можно очень много провести занятий, за одно занятие мы не сможем охватить весь материал. О чем мы можем поговорить в рамках этой темы?
- Сколько же вы всего назвали. И конечно обсудить все это в рамках одного занятия очень сложно. Поэтому мы остановимся сегодня только на одном вопросе, связанном с театром. А о чем именно мы с вами будем говорить, попробуйте догадаться сами. У меня в черном ящике лежит предмет, который непосредственно с вязан с театром и театральными постановками. Для того что бы вы могли догадаться что это, я вам дам подсказку: - это своеобразный печатный путеводитель спектакля или концерта.
- Совершенно верно – это театральная программа.
Просмотр видео-ролика с отрывком из спектакля.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Личностные: выдвижение гипотез и их обоснование
Регулятивные: вероятностное прогнозирование при просмотре видео.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.
III. Этап выявления места и причины затруднения
Методы, приемы обучения
Создание проблемной ситуации
Форма
Фронтальная
обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;
вызвать познавательный интерес к проблеме;
организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановки цели.
У входа в зрительный зал вам предлагают программку. Программку? Но зачем? Название спектакля вы знаете, содержание поймете и так. Так зачем же нужна эта программка?
- А кто не может ответить на этот вопрос?
- Почему вы не можете ответить на мой вопрос?
- Что же мы должны сегодня на занятии выяснить?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся ставят цель занятия, выяснить что такое театральная программка и для чего она нужна.
Личностные: выдвижение гипотез и их обоснование, формирование проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.
IV. Этап построения проекта, выход из создавшейся ситуации
Методы, приемы обучения
Беседа
Форма
Фронтальная, групповая
- Глядя на программку, вы можете многое понять и угадать о еще не увиденном спектакле. В семьях, где очень любят театр, программки хранятся долгие годы. Это и воспоминание о прошлой радости, и возможность к этой радости вновь прикоснуться, поделиться этой радостью с другими. К собственным программкам присоединяют и те, которые сохранились у родственников, знакомых. Так складываются коллекции, которые много могут сказать тому, кто любит театр. Программка становится свидетельством времени.
Программка – визитная карточка спектакля. Программки создают художники, они образно раскрывают характер и смысл спектакля. Подчас программки и сами являются маленькими произведениями искусства
Каждая программа содержит в себе большое количество информации.
- Я принесла вам показать и проанализировать программки. Как вы думаете, из одного тетра или нет? Они на один спектакль или на разные?
Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и проанализировать театральную программу, у каждой группы она будет своя. Но каждая группа должна проанализировать свою программку по плану и ответить на вопрос, зачем нужна театральная программка. В качестве помощника у каждой группы будут критерии для анализа.
- Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
- Вы будете работать в группах, распределите обязанности, что бы успеть в срок.
Учащиеся делятся на группу
Учащиеся называют правила работы в группе.
Личностные: выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.
V. Реализация построенного проекта
Методы, приемы обучения
Сбор, анализ полученной информации
Форма
Групповая
- организовать групповую работу учащихся, сбор и структурирование новой информации
Ну что ребята, проанализируем результаты нашей работы.
Для чего мы провели анализ театральной программы?
Учащиеся работают в группах, по критериям анализируют театральную программку.
Учащиеся представляют полученные результаты.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в группе.
VI. Этап первичного закрепления
Методы, приемы обучения
Беседа
Форма
Групповая
- обеспечить применение полученных знаний
Кто теперь может ответить на главный вопрос нашего занятия?
- Какую же информацию несет нам театральная программа?
А эту информацию важно знать зрителю?
Действительно, театральная программка, помогает зрителю подготовится к просмотру.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в группе.
VII. Этап самостоятельной работы
Методы, приемы обучения
Форма
Групповая
- обеспечить применение полученных знаний.
- Теперь ребята, я предлагаю Вам самим поработать в роли художников-оформителей, которые создают театральную программку. Совсем скоро у нас состоится выпускной балл. Я предлагаю вам создать театральную программку на наш выпускной балл.
У каждой группы театральная программка будет своя, но в каждой программке должна быть одинаковая информация. Чем мы будем пользоваться для создания вашей программки?
Вы будете работать в группе, поэтому не забудьте распределить обязанности что бы успеть в срок.
Учащиеся работают в группе, составляют свои театральные программки.
Личностные: формирование внутренней мотивации
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в группе.
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности
Методы, приемы обучения
Беседа
Форма
Групповая
- осмысление процесса и результата деятельности
Теперь я предлагаю каждой группе представить свои театральные программки.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Для чего она нужна?
Учащиеся представляют свои театральные программки.
Личностные: формирование внутренней мотивации
Познавательные: развитие умения структурировать знания
Регулятивные: развитие умения фиксировать факт завершения действия.
Коммуникативные: формирование своего мнения и позиции
Список литературы:
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.
3. Мельникова Е.Л. Технология проблемнодиалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.
4. Мельникова Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.