Публикации
2023-09-26 12:59 2021 (№ 17-31)

Ямаева С.Е. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Ямаева С.Е. Формы и методы организации дистанционного обучения в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.

Распространение стремительными темпами коронавируса потребовало принятие экстренных мер для снижения рисков заражения инфекцией в разных сферах жизни и деятельности людей. В Российской Федерации в сфере образования в качестве такой меры был выбран экстренный перевод учебного процесса в дистанционную форму с применением технологий электронного обучения.

Дистанционное обучение в начальной школе представляет собой способ организации образовательного процесса, который опирается на применении информационных и телекоммуникационных технологий, при частично, или полностью опосредованном взаимодействии, то есть взаимодействии на расстоянии, младшего школьника и учителя. Применение таких технологий позволяет учителям, в том числе и начальных классов сделать процесс образования более продуктивным [1].

Организация дистанционной формы обучения способствует внедрению новейших современных информационных технологий, помогает развивать у младших школьников творческий подход к процессу обучения, а также самостоятельной деятельности, дает возможность выбора индивидуальной программы обучения обучающимися, последовательности изучения учебных дисциплин, позволяет школьнику получать онлайн-консультацию у учителя, снизить финансовую нагрузку на родителей (появляется возможность пользоваться учебной литературой онлайн, без её приобретения), облегчает работу учителя, автоматизируя учебный процесс и т.д.

Существуют различные формы работы в условиях дистанционного обучения для начальной школы..

Во время дистанционное обучение во 2 классе я применяла следующие формы работы:

Интернет-урок с использованием платформы Zoom. Данным приложением возможно пользоваться как на компьютере, так и на телефоне. Для проведения урока с использованием платформы Zoom возможно открывать «сессионные залы», которые дают возможность делить школьников на группы или пары, выдавая им задания (при этом они находятся в отдельном сессионном зале и не слышат других). У учителя есть возможность самостоятельно распределить класс по уровню подготовки, по скорости выполнения заданий и т.д.

Чат-занятия. Все обучающиеся в этом случае имеют одновременный доступ к чату и могут общаться между собой: учитель может вести урок со всеми обучающимися класса. В ходе чат-занятия учитель может задавать задания, отвечать на вопросы, проводить минутки-чистописания, устный счет, дидактические игры. Здесь же возможно поделиться ссылками на учебный или дополнительный к уроку материал. При этом сообщения могут быть отправлены как всем, так и какой-то группе школьников.

Тестирование. Данная форма может использоваться в качестве текущего контроля, или при завершении изучения определенной темы или раздела.

Форум. Учителем выносится ряд проблемных вопросов для обсуждения, младшие школьники отвечают на данные вопросы, обосновывая свои ответы, дополняя своих сверстников. Учителем в завершении подводится итог обсуждения проблемы.

Видео-конференции. Данная форма используется при защите проектных работ. Учителем разрабатывается положение о выполнении проекта (исследования), правила участия в видео-конференции, определяется дата видео-конференции. Школьники на протяжении установленного периода работают над проектной работой, затем подготавливают свое выступление (защита проекта). Участие в видео-конференции оценивается комиссией общеобразовательного учреждения и учениками.

Электронная рассылка. Данная форма позволяет рассылать ученикам методические материалы, необходимые для обучения (это могут быть как видео-, аудиоматериалы, так и различные таблицы, схемы, дополнительная литература).

В зависимости от способа коммуникации учителя и обучающихся начальной школы, выделяют методы дистанционного обучения:

- информационно-рецептивный метод предполагает, что передача учебной информации производится с использованием различных дидактических средств, в том числе учебников и учебных пособий в электронной форме;

- репродуктивный метод обучения – это выполнение различных упражнений и задач, аналогичных представленным в рекомендациях, методических указаниях, что обеспечивает формирование практических умений и навыков;

- методы проблемного изложения и частично-поисковый (эвристический) используются в педагогической практике для активизации поиска и открытия обучающимися новых знаний.

- исследовательский метод - постановка проблемы и формулировка задач по ее решению обучающимися. Младшие школьники совместно с учителем обсуждают рациональные способы решения поставленной проблемы, далее обучающиеся самостоятельно изучают учебные источники по исследуемой проблеме, проводят наблюдения и выполняют различные действия поискового характера;

- метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления [2].

Таким образом, применение разнообразных форм и методов дистанционного обучения младших школьников позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, осуществить максимальную индивидуализацию обучения в начальной школе.

Библиографический список

1.Алешкина, О. В. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века / О.В. Алешкина // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Молодой ученый, 2015. - С. 63-65.

2.Котова, С.А. Организация дистанционного обучения в начальной школе / С.А. Котова, Е.А. Булаева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - №1. - С.37-40.