Публикации

Мажейкина О.А. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных
технологий в учебном процессе

Автор: Мажейкина Оксана Александровна
МБОУ Школа №129 г.о. Самара

В настоящее время использование современных технических средств
обучения стало повсеместным явлением. Это значительно изменило подход к
образованию вообще и обучению иностранным языкам в частности. В нашей
стране дистанционные информационные образовательные технологии
получили интенсивное развитие и стали завоевывать свое место в
образовательном процессе наряду с традиционными формами обучения.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
технологии, реализуемые в основном с применением информационных и
телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии)
или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и
учителя.
При обучении английскому языку с использованием технологий
дистанционного обучения решаются следующие задачи:
- предоставление равного доступа к полноценному образованию разным
категориям обучающихся в соответствии с их способностями,
индивидуальными склонностями и потребностями;
- обеспечение обучающимся возможности выстраивания индивидуальной
образовательной траектории;
- формирование способности к самостоятельной познавательной
деятельности обучающихся;
- использование ресурсов сети Интернет для оптимизации учебного
процесса;
- вовлечение обучающихся в единое информационно-образовательное
пространство.
На сегодняшний день актуальным является организация дистанционного
обучения через разные формы взаимодействия учителя и ученика. Одной из
таких форм является консультирование, которое решает следующие задачи:
• оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем
или разделов школьного курса;
• отработка умений и навыков;
• оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся
вопросов;
• оказание помощи при подготовке презентаций;
• рекомендации по выполнению учебных проектов исследовательской
деятельности;
• оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам.
Для организации индивидуальных заданий с учащимися я использую
электронный дневник и провожу индивидуальные консультации посредством
системы личных сообщений через адрес электронной почты или при помощи
видеосвязи в Вайбере. При самостоятельном изучении новой темы учащимся
предлагаю воспользоваться ресурсами образовательных платформ Я- класс и
Российская электронная школа.
С помощью электронной почты налажено общение между учителем и
учащимися: рассылка учебных заданий, вопросы учителя и к учителю.
Электронная почта облегчает учителю рассылку материала, позволяет
отслеживать историю переписки с учащимся и родителями.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном
обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.
На мой взгляд, этот способ обучения достаточно эффективен в следующих
случаях:
- при выполнении проектов и исследовательских работ;
- в работе с детьми-инвалидами или часто болеющими;
- в работе с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания
повышенного уровня), а также во время карантина.
Использование образовательных платформ позволяет мотивировать ученика
на самообразование. Именно поэтому мне нравится работать с электронной
образовательной платформой «ЯКласс».
Хочу отметить, что навигация по сайту очень удобная, меню сайта «ЯКласс»
делится по тематическим блокам, всю информацию можно получить в
справочном разделе. Каждый урок имеет технологическую карту, теорию,
тренировочный задания, тесты и наконец, проверочные работы. Для создания
проверочных работ не требуется много времени, есть предпросмотр заданий
и возможность заменить одно задание на другое. В любую работу можно
включить свое задание и это даёт возможность работать с детьми
дифференцированно.
Проверочную работу можно отредактировать по дате и времени, с которого
учащиеся смогут приступить к выполнению, сроку, в течение которого
данная работа доступна для выполнения, ограничению по времени,
количеству попыток, которые ученик может использовать для решения
текущей проверочной, имеется просмотр результатов и возможность
оставить для учащихся сообщение или комментарий к данной работе.
Я рекомендую своим ученикам вначале проработать теорию по теме, а затем
выполнить тренировочные задания. Все темы согласуются с тематическим
планированием и легко вписываются в учебную программу.
Автоматизированная проверка результатов, подробная статистика и
рекомендованная оценка позволяет сэкономить время.
Как учитель я с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам
Интернет, готовлю набор ссылок на WWW-страницах, содержащие
интересный материал по изучаемым темам, и сообщаю эти ссылки своим
ученикам.
Подводя итог, можно отметить, что дистанционное обучение английскому
языку:
• предоставляет возможность проходить обучение, не выходя из дома;
• обеспечивает широкий доступ к образовательным ресурсам;;
• предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее
эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для
самообучения.
Но при этом нужно помнить, что эффективность любого вида обучения на
расстоянии зависит от четырех составляющих:
а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на
то, что они физически разделены расстоянием;
б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов и способов их
доставки;
г) эффективности обратной связи.
Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в
большой мере зависят от эффективной организации и педагогического
качества используемых материалов и педагогического руководства,
мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Но тем не менее, система дистанционного образования должна занять свое
место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она
может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям
современного общества сегодня и ближайшей перспективе.