Публикации
2023-10-02 13:15 2022 (№ 32-43)

Шафранова А.К. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ (ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С (К) ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. ВОРОНКОВОЙ, 2013 Г.)

Библиографическое описание:
Шафранова А.К. Технологическая карта урока русского языка в 8 классе (по адаптированной программе для учащихся С (к) школы для детей с ОВЗ под редакцией В. Воронковой, 2013 г.) // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.

Учебная программа:

- адаптированная программа для учащихся С (к) школы для детей с ОВЗ под редакцией В.Воронковой (2013 г.);

Класс:8 класс

Тема:Личные местоимения

Цель: создание условий для формирования понятия "личные местоимения"

Задачи:

1. Учебная – способствовать формированию знаний о местоимении как части речи.

2. Коррекционно – развивающая: способствовать развитию связной устной речи, распознавать и правильно употреблять местоимения в речи, в тексте, развивать выразительную правильную речь, мышление, умение быстро ориентироваться в тексте, прививать любовь к литературному слову.

3. Воспитательная: способствовать воспитаю положительных нравственных качеств личности, развитие коммуникативных умений, положительного отношения к деятельности, навыков контроля и самоконтроля, культуры общения и речи.

Предполагаемые результаты:

- Предметные: знать части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение), уметь употреблять личные местоимения в речи

- Личностные: положительное отношение к деятельности, выполнение учебных заданий и поручений, осуществление контроля и самоконтроля.

Оборудование урока:плакат , карточки

Учебно – методическое обеспечение урока: учебники, карточки с заданиями, таблицы «Личные местоимения»

Базовые учебные действия:

1. Личностные: осознание себя как ученика, положительное отношение к предмету "Русский язык", к окружающей действительности, выполнение учебных заданий;

2. Познавательные: умение выделять общие и отличительные признаки, умение работать с информацией, овладение предметными умениями

3. Регулятивные: соблюдать правила поведения, умения принимать цели, включаться в деятельность, умения соотносить свои действия и результаты с образцом, умения принимать оценку деятельности, умение осуществлять контроль и самоконтроль.

4. Коммуникативные: умение слушать, понимать инструкцию к учебному заданию, умение вступать в контакт, работать в коллективе, умение воспроизводить изучаемый материал.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы и приёмы

Организационный момент

Организация обучающихся, включение в деятельность.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: свои рабочие места, внешний вид. Я рада вас видеть. Присаживайтесь.

- Ах, как хочется трудиться.

Делать все охота.

Чтоб трудом своим гордиться,

Пусть кипит работа!

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Приветствие учителя и учащихся.

2. Проверка наличия на рабочих столах необходимых предметов: книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик.

Запись в тетради даты

Приветствие

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт

с обучающимися.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала необходимого для открытия нового знания

- Какие части речи мы с вами изучили в этом учебном году?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

-Прочитайте текст, записанный накарточках, найдите изученные вами части речи (существительные, прилагательные), запишите их в тетрадь (1 ряд записывает 5 имен существительных, 2 ряд - 5 имен прилагательных):

Живет в лесу дятел: спинка черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх по стволу дерева, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около этой столовой вырастут молодые деревья.

Запись в тетради:

1 ряд - дятел, спинка, крылья, шапочка, ствол или другие.

2 ряд - черная, пестрые, красная, корявое, молодые.

(Для учащихся сниженного уровня заготовлены карточки с выписанными именами существительными и именами прилагательными, из которых надо выбрать конкретные по заданию). 1 ряд выпиши только имена существительные

(слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

дятел, красная, спинка, крылья, корявое, шапочка, ствол, пестрые, черная, молодые.

2 ряд - черная, пестрые, красная, корявое, молодые.

-А теперь, давайте проверим друг друга. Первый ряд читает сущ, второй проверяет и наоборот.

-имя существительное, имя прилагательное

-Имя существительное обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

-Имя прилагательное обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Актуализация знаний

Самостоятельная работа по карточкам.

Взаимопроверка

Определение проблемы

Постановка учебной проблемы. Создание проблемной ситуации для учащихся. Выявление затруднений. Мотивация к пробному действию. Формулировка проблемного вопроса. Подведение к теме урока

- Ребята, только что вы прочитали текст. Обратите внимание, что во всех предложениях повторяется одно и то же слово. Назовите его.

- Каким словом в речи мы можем воспользоваться, чтобы заменить повторяющееся имя существительное?

-На какой вопрос отвечает слово он?

- На что указывает слово он?

- Вместо какой части речи употребили слово он?

- Это слово дятел.

- Словом он.

- На вопрос кто.

- Слово он указывает на предмет (на дятла, птицу).

- Вместо имени существительного.

Приёмы:

Проблемное задание

Проблемный вопрос

Постановка учебной проблемы

Постановка темы урока, целеполагание, определение задач урока

Постановка темы.

Постановка цели.

ВЫВОД: сегодня на уроке мы будем говорить о части речи, которая употребляется вместо имени существительного.

Откройте учебник на стр.109

прочитайте тему урока

- Давайте поставим цели.

-Тема урока "Личные местоимения"

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи - местоимением. Научимся применять местоимения в речи.

Формулировка темы и целей

Деятельность по решению учебной проблемы

Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

Организация деятельности, направленной на решение учебной проблемы.

Фиксация практически полученных знаний.

1. Работа с учебником.

Послушайте, что вам пишут его авторы: чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, существительные вместо себя оставляют своих «заместителей» - местоимения. А «заместители» такие работящие, что в речи употребляются также часто, как их «начальники» - существительные. Почему это происходит? Потому что у нас постоянно возникает необходимость не только называть предметы, события, явления, но и указывать на них.

Слова Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ - это местоимения. Они не называют предмет, а только указывают на него (демонстрация таблицы).

- Местоимения, с которыми мы сегодня познакомились, называются личными. Как вы думаете, почему?

- Да. И еще потому, что они работают - употребляются в трех лицах - я, ты, он (она, оно) и могут изменяться по числам.

- Назовите местоимение, которое говорит о себе.

- Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число?

- Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу?

- А когда обращаемся к учителю?

- Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем - либо или о ком-либо?

- Это личные местоимения. Запишите в тетрадь (демонстрация и таблицы).

1-е лицо - я - мы

2-е лицо - ты - вы

3-е лицо - он, она, оно - они

- Наверное, потому, что они употребляются вместо действующих лиц.

(Я)

(Мы)

(ты)

(вы)

(он, она, оно, они)

Дети записывают

1-е лицо - я - мы

2-е лицо - ты - вы

3-е лицо - он, она, оно - они

Работа с учебником.

Коллективная работа

2. Упражнение 151.

- Прочитайте предложения, догадайтесь, о каких героях литературных произведений говорится в них. Какие слова заняли место имен существительных в предложениях?

- Запишите по образцу 2-3 предложения. В каждом предложении подчеркните местоимение, в скобках укажите действующее лицо.

О б р а з е ц: Когда дед разорился, я пошел в «люди» (М.Горький).

1.Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. 2. Он в темный лес ягненка уволок. 3. Когда дед разорился, я пошел в «люди». 4. «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» 5. «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?»

- 1 предложение: она - Золушка; 2 предложение: он - волк; 3 предложение: я - Максим Горький; 4 предложение: мы - русские солдаты; 5 предложение: ты - няня А.С. Пушкина.

Коллективная работа

Физминутка

1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.

3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.

4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки мягенькие, тепленькие.

Дети выполняют действия

Физминутка

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Работа с карточками

Как употребляются (работают) местоимения.

- Прочитайте на карточках пары предложений и помогите мне вставить нужные слова - местоимения.

1.Позвольте представиться: Афанасий, младший домовой. …живу в книге «Маленькая дверь в большой мир» (Я).

2. Ну что за помощник! Сынок, когда … успел всё убрать? (Ты).

3. На ветке сидел воробей. … чистил свои пёрышки (Он).

4. На соседнюю ветку села ворона. … громко закаркала (Она).

5. Выглянуло из-за тучи солнце. … осветило землю (Оно).

6. Я, Петя и Саша - друзья. … живем в одном доме (Мы).

7. Молодцы, дети! … очень старались на уроке (Вы).

8. Я люблю читать книги. … помогают мне хорошо учиться (Они).

Работа с карточками (работа в парах)

Взаимопроверка

Давайте проверим, как вы выполнили задание

Самопроверка

С помощью светофора

Перенос знаний на выполнение задания

- Найдите в учебнике упражнение 150. Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Если правильно назовете, отгадаете загадку. Мы будем работать только с первой загадкой:

- Запишите загадку, отгадку написав как заголовок. Подчеркните личное местоимение.

-Какое личное местоимение вы подчеркнули?

- Остальные загадки вы отгадаете и запишите дома.

Самостоятельная работа.

Дети читают загадку:

Я в воздухе кружусь немножко,

Сажусь и таю на ладошке.

(Снежинка)

Я

Упражнения (от простого к сложному),

взаимопроверка самост.работы

Домашнее задание

Домашнее задание

- Дома вы закончите выполнение упражнения 150

Запись домашнего задания

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Возвращение к теме, цели и задачам урока. Вспоминание темы, достигнуты ли цели, решена ли проблема, выполнены ли задачи.

Оценивание учащихся, самооценивание, взаимооценивание

- С какой частью речи мы сегодня познакомились и работали на уроке вам поможет небольшое стихотворение:

Я и МЫ, и ТЫ, и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -

Все слова отличные,

Важные и личные,

Это, без сомнения,

Все …… (МЕСТОИМЕНИЯ).

Продолжите фразу

Я научился....

Я узнал на уроке.......

Мне было интересно...

Теперь я могу сам....

Мне запомнилось…..

заменять слова местоимениями.

что местоимения помогают избежать повторов.

выполнять упражнения, отвечать на вопросы, работать у доски.

выполнить домашнее задание.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - личные местоимения.

Беседа

методика незаконченного предложения,

1. Игра в слова.

- Отгадайте загадки:

1. Какие два местоимения мешают движению по дорогам? (Я-МЫ).

2. Первый слог - личное местоимение, второй слог - звук, который издает лягушка, вместе - овощ. (ТЫ-КВА).

3.Назовите три самых «чистых» местоимения. (ВЫ-МЫ-ТЫ).

4. В каком личном местоимении соединились два предлога? (О-НА).

5. В каком личном местоимении одна буква, 2 звука? (Я).