Нихаенко Е.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Библиографическое описание: Нихаенко Е.Ю. Формирование у младших школьников орфоэпических норм в процессе изучения частей речи на уроках русского языка // Современная начальная школа. 2022. № 8 (39). URL: httрs://filеs.s-bа.rи/риbl/рrimаrу-sсhооl/2022/39.рdf.
Авторы современных программа по русскому языку предполагают несколько более широкое знакомство детей в 1-м классе с орфоэпическими нормами. Объем усвоенных слов должен соответствовать объему словаря, данному в учебнике. Чтобы сделать орфоэпическую работу с трудными выражениями более привлекательной и интересной для учащихся, нужно разнообразить зрительный ряд - распреде лить такие слова по трехсложной таблице, где в первую колонку заносятся слова с ударением на первом слове, в последнюю - на последнем, а во вторую - посередине. Все слова по возможности также снабжаются соответству ющими рисунками. Они могут быть различными, однако будет лучше, если картинка вызывает прямую ассоциа цию со звуковым обликом слова, отсылает к предмету речи.
Особого внимания требуют глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа, а также прошедшего времени множественного числа. Как правило, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа и в формах множественного числа ударение падает на первый слог, в глаголах прошедшего времени женского рода единственного числа - на после дний. Например, в глаголах типа дал, дали - дала; начал, начали - начала и др.
Распределяем подобные слова по соответствующим колонкам (в первую и третью соответственно) и рисуем в первой мальчишку и его друзей, в последнюю - девочку.
А вот отрывок из другого стихотворения, в котором совершенно правильно звучат морковь и свёкла, часто искажаемые в разговорной речи:
Лежат здесь окна на земле.
Блестят на солнце стекла.
Под ними лук растет в тепле,
Редис, морковь и свёкла.
Новый год. С. Маршак
Какое-либо другое произношение здесь нелепо и не возможно. Важно донести до школьников мысль, что упот ребление изучаемых слов в повседневной речи с другой постановкой ударения столь же неуместно.