Предмет: урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова.
Задачи:
- учить отличать однозначные и многозначные слова, находить лексическое значение слов в словаре, определять значение слова для конкретного предложения или текста;
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом;
- оценивать правильность выполнения действий на уроке;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Личностные:
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слова;
- интерес к изучению языка;
-формирование адекватной самооценки.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других
Познавательные:
- уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
Оборудование: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: Вентана – Граф, 2012, интерактивная доска, презентация, карточки, тесты, оценочные листы..
Ход урока
1. Организационный момент
- Начинаем урок русского языка. (Приветствие друг друга. Садятся ровно)
2. Актуализация теоретических знаний по теме урока
- А сейчас покажите мне свои ручки. Почему кто-то показал мне шариковую ручку, а кто-то руку? Что вас ввело в заблуждение?
(Слово «ручка», не сразу понятно, о чем именно попросили)
- А почему было непонятно? (У слова «ручка» несколько лексических значений слова)
- В какой литературе мы можем найти лексическое значение слова? (В толковом словаре. Ребёнок зачитывает выдержку из словарной статьи «ручка»)
- Я думаю, что все слова имеют несколько значений? А вы как думаете? (Не все слова имеют несколько значений.)
- Какие еще вы знаете слова, у которых более одного значения? (Многозначные. (карточка)
- Как можно назвать слова, у которых одно значение? (Однозначные (карточка)
- Кто догадался какая тема урока?
- Какую цель мы ставим перед собой?
Тема сегодняшнего урока – Однозначные и многозначные слова.
- Цель: Различать однозначные и многозначные слова и работать с толковым словарём.
Открываем тетради, отступаем 2 строки от своих записей, пишем сегодняшнее число – 6 февраля. На следующей строке, с большой буквы - Классная работа. (Открывают тетради, пишут.)
3. Словарная работа
- Ребята, подумайте, что объединяет все предметы на слайде?
-Если это слово имеет несколько значений, то…
Выделите опасные места в слове?
Поставьте ударение в слове, выделите орфограммы, которые необходимо запомнить.
Рассматривают слайд, высказывают свои предположения.
Язык
1. Орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий образованию звуков речи.
2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
3. разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения.
многозначное
Запомнить написание безударной гласной «я» в начале слова.
Ударный 2 слог «язык».
Ставят ударения в слове. Выделяют орфограммы, которые необходимо запомнить.
4. Физминутка
Игра.
- Если вы услышите однозначное слово стоите, если многозначное- садитесь.
Экспонат, язык, Владивосток, ключ,
экскурсия, масло, шорты.
Обучающиеся встают.
Повторяют действия за учителем.
Садятся за парты.
5. Изучение нового материала урока
Откройте учебники на стр.27
Прочитайте правило и расскажите друг другу.
- А кто готов рассказать правило всему классу?
- Поставьте оценку в оценочном листе.
Задание:
1. Объясните значение слова.
2. Найдите слово в толковом словаре.
3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.
5. Какие слова называются многозначными?
Открывают учебники на стр. 27, учат правило. Рассказывают друг другу. (Работа в парах)
Учащийся рассказывает правило. Ставят оценки.
Зеленый – отлично знает правило
Желтый – ошибся/алась
Красный – не знает правило
Девиз работы групп:
«Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!»
Слова для групп:
Группа № 1 – «ГОРА»
Группа № 2 – «НАКАЗАТЬ»
Группа № 3 – «РАСПЛЫТЬСЯ»
Группа № 4 – «ГРОМ»
Группа № 5 – «СТЕКЛЯННЫЙ»
Группа № 6 – «ТЕПЛОТА»
Тест (работа в парах)
1. Слова, которые имеют только одно значение, называются…
А) многозначные
Б) однозначные
В) слова, близкие по смыслу
2. Слова, которые имеют больше одного значения:
А) многозначные
Б) однозначные
В) слова, близкие по смыслу
3. Каких слов в русском языке больше:
А) многозначные
Б) однозначные
В) их равное количество
4. Как точно узнать, сколько значений имеет слово?
А) заглянуть в толковый словарь
Б) подобрать слова, близкие по смыслу
-Поменяйтесь тестами и проверьте правильность ответов на слайде.
Поставьте оценки в лист.
6. Рефлексия учебной деятельности
7. Домашнее задание
- Итак, над чем мы работали сегодня на уроке?
- Сейчас мы посмотрим кто как шел к этой цели.
• Зелёный кружок- мне урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
• Жёлтый – настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
• Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.
1. Придумать предложения с разными значениями со словом ключ.
2. Найти и записать 2 пословицы со словом соловей, уметь толковать его значение.
Сведения об авторе
Че Ирина Михайловна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 79 г. Владивостока», Россия, г. Владивосток.