преподаватель,
ГБПОУ РХ ЧТТиС,
г. Черногорск
Под профилактикой суицидального поведения понимаются различные мероприятия, направленные на снижение уровня суицидальной активности, в частности, превенцию формирования суицидальных побуждений, осуществления суицидальных действий и рецидивирования суицидального поведения
Суицидологическая помощь является одним из самых трудоемких процессов во всей системе медико-психологической и медико-социальной помощи населению. Так, лишь 5% лиц с суицидальными тенденциями обращаются к врачу-психиатру или психотерапевту, предпочитая посещение врача общей практики в первичной медицинской сети. В свою очередь, суицидальная симптоматика диагностируется поликлиническими врачами лишь в 5 % случаев.
Расстройство адаптации с депрессивной симптоматикой является одной из наиболее частых причин суицидального поведения, что обусловливает особое внимание к выявлению аутоагрессивных тенденций. Кроме того, выявление этого расстройства в подростковом и юношей возрасте является значимым предиктором выраженных психических расстройств в более старшем возрасте.
Универсальная профилактика направлена на предупреждение возникновения суицидального поведения. Она ориентирована на общую популяцию, включающую все возрастные группы, и носит медико-социальный характер. Целью универсальной профилактики является предупреждение первичного возникновения суицидального поведения путем воздействия на основные «мишени» риска его развития. К ним относятся:
- Недооценка (в первую очередь, родителями, но так же и взрослыми людьми, и даже врачами) роли биологических (наследственных) факторов предрасположенности к развитию суицидального поведения. Согласно современным представлениям, наследственная предрасположенность к его возникновению существует у подавляющего числа лиц, совершающих самоубийство.
- Отсутствие психолого-психиатрического компонента диспансеризации детей, подростков и юношей. Следствием этого является низкий уровень выявления психических расстройств в данной возрастной группе населения, что в последующем приводит не только к утяжелению психического заболевания, но и к формированию в его рамках суицидального поведения.
- Патологическое воспитание в родительской семье. По данным литературы и наших собственных исследований, порядка 90% лиц с различными формами суицидального поведения подвергались в своих родительских семьях различным вариантам патологического воспитания (гипоопека, гиперопека, безнадзорность, «Золушка», «Кумир семьи» и др.)
- Отсутствие умения конструктивного решения проблем и совладания со стрессом.
- Индуцирование суицидального поведения средствами массовой информации (СМИ).
- Отсутствие у населения минимально необходимых знаний о причинах, факторах риска, поведенческих проявлениях суицидального поведения, необходимых мерах в отношении лиц с суицидальным поведением.
- Наличие психологического барьера перед обращением в психиатрические службы, в особенности депрессий, ведущих к возникновению суицидального поведения.
Различают следующие виды профилактики суицидального поведения:
1. По содержанию:
- специализированные психиатрические (собственно суицидологические): терапевтические (медикаментозные и немедикаментозные) мероприятия, направленные на предотвращение формирования (рецидивирования) суицидальной активности, а также на лечение психических расстройств, приведших к суицидогенезу или возникновению аутоагрессивных проявлений);
- психологические: коррекционные мероприятия, направленные на изменение личностных установок в отношении суицидальных проявлений, повышение уровня психологической защищенности, формирование «антисуицидального барьера» (активизацию антисуицидальных факторов личности) и, таким образом, предотвращающие формирование (рецидивирование) суицидальной активности;
- общемедицинские: лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий (осложнений) совершенной суицидальной попытки;
- социальные мероприятия, направленные на изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных суицидентов и способные предотвратить формирование (рецидивирование) суицидальной активности или осуществление суицидальных действий;
- информационно-обучающие: мероприятия, направленные на распространение знаний (в частности, в средствах массовой информации) обособенностях генеза и формирования аутоагрессивного (суицидального) поведения, способах «самопомощи» при возникновении суицидальных проявлений, наличии и характере работы суицидологических служб; а также специализированные учебные суицидологические программы для психиатров и врачей общей практики,
2. По последовательности:
- первичная: мероприятия, проводимые с суицидентами с целью предотвращения осуществления суицидальных действий; к первичной профилактике относятся информационно-обучающие мероприятия по вопросам суицидологии, проводимые для любых категорий населения;
- вторичная: мероприятия, проводимые с суицидентами. совершившими суицидальную попытку, с целью предотвращения рецидивирова-ния суицидального поведения:
- третичная: мероприятия, проводимые с близким окружением (родственники, друзья и т. д.) суицидентов, совершивших суицидальную попытку, с целью предотвращения рецидивирования суицидального поведения: а также направленные на превенцию формирования суицидального поведения имитационного характера в таком окружении. В отличие от психиатрической профилактики основная задача педагогической профилактики состоит в предупреждении возникновения антивитальных переживаний и суицидальных мыслей при столкновении подростка (юноши) с жизненными трудностями, а не в предупреждении собственно суицидальной попытки.
В исследованиях многих ученых (Н. А. Бердяев, А. Шопенгауэр, В. Франкл, Э. Фромм, А. Г, Амбрумова, Е. М. Вроно) показано, что предупредить суицидальный поступок, который наиболее вероятен в кризисных ситуациях, можно посредством своевременного распознавания и коррекции суицидогенных факторов, формированием и развитием «антисуицидальных» психологических особенностей личности, воспитанием личности, способной противостоять суицидогенным факторам. Поэтому целью педагогической коррекции суицидального поведения подростков (юношей) может быть формирование нравственно направленной жизнестойкости личности, способной к самосохранению духовной и соматической жизни, к преодолению жизненных трудностей и экстремальных обстоятельств, обращая их в ситуации личностного развития.
Под психологической коррекцией понимается направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.
Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Одна из них заключается в признании полной идентичности этих двух понятий, однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция, как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине (где можно указать две основные области её применения: психопрофилактика и собственно лечение - психотерапия), но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике.
Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция призвана решать задачи психопрофилактики на всех её этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения психологической коррекции представляется в определенной степени искусственным. Например, в области неврозов, как отмечает Б. Д. Карвасарский, полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, гак как невроз это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику.
Сегодня наиболее важным немедикаментозным методом коррекции и предупреждения суицидального поведения, направленным на разрешение психологических проблем суицидента остается психотерапия. В медицинской практике давно применяются такие психотерапевтические методы коррекции и профилактики суицидальной активности как рациональная, суггестивная терапия, гештальттерапия, психоанализ, психосинтез, клиентцентрированная, медитативная терапия и другие.
К прицельным методам психотерапевтической коррекции суицидальной активности относятся: кризисная психотерапия, аксиологическая коррекция, когнитивная психотерапия.
Аксиологическая коррекция - это разработанный на основе аксиологии (науки о ценностях) метод психотерапии, направленным на переориентацию личностных ценностей. Эффективен в коррекции и профилактике суицидального поведения.
Когнитивная психотерапия представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция). Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением, и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью когнитивной психотерапии является исправление неадекватных когниций.