учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР ДС 68,
Амурская область, г. Благовещенск
Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами.
Учитель, в свою очередь, продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса. При посещении логопедических занятий можно увидеть, что УУД обеспечивают преемственность в работе логопеда и учителя начальных классов. На логопедических занятиях развивают все виды УУД.
Личностные УУД – это умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Формируется учебная мотивация, положительное отношение к школе и к занятиям через игровую деятельность, которая является одной из ведущих в коррекционной работе.
Основные этапы деятельности на логопедических занятиях – принятие и сохранение задачи, планирование, контроль, оценка, а это формирование регулятивных УУД (умение организовывать свою деятельность). Они просто необходимы на этапе автоматизации звуков, когда обучающийся должен контролировать положение языка при произношении звуков в слогах, словах, а особенно в спонтанной речи. Сознательно поправлять неправильно сказанные слова и оценивать свою речь, признавая ошибки.
Познавательные УУД (умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) – включают решение проблемных заданий, моделирование. Например, использование слоговых схем, соотнесение схемы со звуком или слогом в дальнейшем предупреждают ошибки в письменной речи (дисграфия на фоне несформированного звукового анализа и синтеза). Используются схемы предложений. Сравнение и классификация присутствуют на каждом логопедическом занятии по развитию речи.
Невозможно представить логопедическое занятие без общения, что относится к коммуникативным УУД (умения общаться, взаимодействовать с людьми). Они формируются через работу в группе, в паре, принятие на себя различных ролей ученика или учителя. Ребята учатся вести диалог, строят высказывания. Тем самым развивается их речь, как на уроках в начальной школе, так и на занятиях с логопедом. Иногда на занятии дети могут показывать друг другу артикуляционный уклад звуков и сами же исправляют ошибки, оценивают свою деятельность. Логопед в условиях ФГОС строит процесс обучения, включая деятельностный компонент содержания образования, так же, как и учитель начальных классов.
Учителю начальных классов, в свою очередь, необходимо учитывать влияние недостатков устной речи ребенка на успешное овладение грамотой.
Основными принципами, определяющими содержание комплексного взаимодействия учителя и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с учащимися, являются:
‒ единство коррекционных, валеологических, образовательных и воспитательных задач;
‒ максимальное использование сохранные анализаторы и опора на них;
‒ воспитание интереса, повышение познавательной активности и самостоятельности;
‒ дифференцированный характер учебной деятельности учащихся с учетом индивидуальной готовности;
‒ систематичность и последовательность в работе;
‒ применение деятельного подхода, активное использование ведущего вида деятельности в общеобразовательных, коррекционных и оздоровительных целях;
‒ снижение утомляемости, перенапряжения учащихся за счет переключения видов деятельности.
Рассмотрим комплексное взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда на этапах образовательного процесса, используя общепринятую модель.
1 этап образовательного процесса – Диагностический.
Одна из главных целей диагностики состоит в том, чтобы на основе имеющихся данных сделать вывод о дальнейших тенденциях формирования УУД, предвидеть его возможные направления, совместно выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков.
Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование (устный опрос), сбор косвенных данных, анализ документации и т. д.
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда на данном этапе осуществляется через следующие мероприятия:
– педагогические советы;
– участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов;
– школьный психолого-медико-педагогический консилиум;
– взаимное консультирование учителя и логопеда по итогам наблюдений с целью выявления уровня сформированности того или иного УУД.
2 этап работы – это разработка программы формирования УУД.
Для учителя-логопеда он начинается с изучения школьной программы по русскому языку и чтению. С этой целью логопед обращается к учителям начальных классов с просьбой познакомить его с действующими в школе программами, а также с особенностями представления материала (например, схематичное обозначение звуков), терминологии («слово-предмет» или «существительное») др.
На основе всех данных логопед разрабатывает программу логопедических занятий, которая является частью программы коррекционной работы, которая, в свою очередь, является обязательным разделом основной образовательной программы начального общего образования.
Механизмами реализации данной программы может быть и взаимодействие специалистов школы (логопед, дефектолог, психолог, учитель-предметник, классный руководитель), обеспечивающих сопровождение детей с ОВЗ.
Как же конкретно может быть сформировано универсальное учебное действие совместными усилиями логопеда и учителя на этапе реализации программы формирования УУД?
1. Использование одних и тех же технологий:
‒ проектная деятельность.
‒ проблемный метод.
2. Использование одних и тех же методов и приемов обучения. Это относится и к формулировке заданий.
3. Интегрированные уроки.
4. Организация работы (парная, групповая, индивидуальный дифференцированный подход, инд. задания, самопроверка, взаимопроверка) Парные задания или работа в группах формируют коммуникативные УУД действия, они обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного УУД – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста, работы. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
5. Использование в работе общих символов, схем, алгоритмов.
6. Использование УМК. Возможность работать на одном и том же учебном материале. Например, букварь может использоваться логопедом на первом этапе коррекционно-развивающего обучения. Учебник русского языка – при коррекции дисграфии и дизорфографии.
7. Использование «книжек-заданий».
Таким образом, учитель играет главную роль в формировании УУД. Логопед же является помощником в этом и концентрирует свое внимание на группе учащихся с нарушениями речи, осуществляет индивидуально-ориентированный подход, основываясь на тех же принципах и приемах, что и учитель. Такое совместное воздействие на ребенка является более эффективным и разносторонним, что приближает нас к основной задаче: успешному овладению УУД учащимся с нарушением речевого развития.