воспитатель,
Детский сад «Теремок»
с. Усть-Качка
В дошкольном возрасте происходят основы формирования психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, умения и навыки. В связи с этим большая роль отводится физическому здоровью детей, правильно организованному процессу физического воспитания в дошкольном учреждении и семье. Здоровье воспитанников является важной характеристикой качества работы дошкольного образования. Как прописано в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), основная цель физического развития — это охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, вырабатывание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие.
Двигательная активность необходима ребенку, потому что она способствуют развитию его физиологических систем и определяет темп и характер нормального функционирования растущего организма. Маханева М. Д. считает, что современные дети испытывают дефицит двигательной активности. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает у них утомление, следовательно, снижаются работоспособность и сила скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и др.
Актуальность моей работы, моего опыта состоит в том, что в настоящее время во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает тревогу, так как наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Несмотря на то, что в дошкольных образовательных учреждениях, одной из основных задач является сохранение и укрепление жизни и здоровья детей, большое количество детей страдают заболеванием опорно- двигательного аппарата. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации: нарушения осанки наблюдаются у 24,5% детей трех лет, у 66,6% детей шести лет и у 86,4% детей семи лет.
Маханева М. Д. большое значение на физкультурных занятиях отводит профилактике и исправлению дефектов осанки. На сегодняшний день важнейшем вопросом физического воспитания является формирование навыка правильной осанки. Правильная осанка – это не только внешний вид, это и хорошее здоровье. Необходимо проводить различные профилактические мероприятия, предупреждающие нарушение осанки.
В дошкольном возрасте формируются основы здоровья и гармоничного развития детей, формируются все системы организма. Период с 3 до 7 лет –является периодом наиболее интенсивного развития. Как раз в эти годы формируются основные двигательные навыки- бег, прыжки, ходьба, формируется правильная осанка, прививается навык правильного стояния, поведения за столом, умение управлять своим телом.
У детей до 3-4 лет сложно обнаружить плоскостопие, так как свод стопы уплощен. А уже в 5-6 лет необходимо посещать ортопеда, так как в этом возрасте дифференциация формы и структуры костей. Именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче исправить или предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку. Самое неблагоприятное — это то, что если вовремя не заметить плоскостопие и не начать его профилактику, то это может привести к нарушению всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. А если вовремя начать лечение, можно улучшить состояние стопы, и соответственно избежать искривление позвоночника.
Работа по оздоровлению и предупреждении развития плоскостопия и сколиоза является важным звеном при современном воспитании и обучении детей, и которая соответствует переходному периоду при формировании опорно- двигательного аппарата.
Целью моей работы являлось: увидеть влияние двигательной активности на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
Для работы были определены следующие задачи:
3. Описать методы диагностики выявления плоскостопия, гибкости позвоночника и нарушения осанки;
4. Провести диагностику уровня сформированности навыка правильной осанки;
5. Разработать комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр и памятку по коррекции плоскостопия и нарушений осанки;
7. Провести познавательные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с телом человека;
8. Провести физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений;
9. Провести заключительную диагностику и сравнить, произошли ли изменения в уплощениях стопы и сформированности правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста;
Практическая работа проводилась в старшей группе детского сада в 3 этапа:
1.Начальный этап
- выявление уровня сформированности стоп у детей старшего дошкольного возраста;
- для сравнения можно выявить уровень сформированности стоп у детей младшего дошкольного возраста;
2.Формирующий этап
- составление плана физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- проведение с детьми физкультурно-оздоровительных мероприятий с целью коррекции или предупреждения плоскостопия.
3. Контрольный этап
- провести повторную диагностику с детьми старшего дошкольного возраста для выявления эффективности проведенной работы.
Практическую деятельность мы (совместно с инструктором по физической культуре и медицинским работником) проводили в старшей группе ДОУ. Для диагностики мы отобрали 10 человек, определили состояние здоровья, проанализировали медицинские карты и выявили, что врожденных патологий опорно- двигательного аппарата у исследуемых детей не имеется. Далее мы начали анализировать ранее сделанные отпечатки свода стоп у детей (В своей работе для определения плоскостопия я использовала плантографический метод. Получили следующие результаты:
- нормальная стопа у 50% детей;
- уплощение 2 степени у 40%;
- уплощение 1 степени у 10%.
Проанализировав данные начального этапа экспериментального исследования, дальнейшие действия по достижению цели были следующие:
- составили план физкультурно-оздоровительных мероприятий с целью коррекции или предупреждения плоскостопия;
- реализовывали намеченные мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в период с декабрь-август 2018- 2019 года.
После проведенного плана мероприятий по исправлению нарушений плоскостопия в старшей группе мы провели контрольную диагностику получили следующие результаты:
У трех детей результаты улучшились, то есть мероприятия, проведенные в соответствие с планом, дали положительные результаты. У двух детей было уплощение 2 степени, после проделанной работы стало уплощение 1 степени, а еще у одного ребенка было уплощение 1 степени, оно так и осталось, но показатели стопы улучшились. При дальнейшем продолжении работы можем предположить улучшение показателей.
Поэтому, я делаю вывод, что мы правильно подобрали направление работы и получили хороший результат. Это значит, что физкультурные мероприятия действительно положительно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата детей в ДОУ.
Проводя данную работу на протяжении восьми месяцев, я пришла к выводу, что:
-именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируются стопа, позвоночник и укрепляются все группы мышц. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать профилактическую работу по формированию правильной осанки и по исправлению нарушений осанки и плоскостопия.
-продиагностировав группу детей, выявили, что есть дети, имеющие нарушение в строении опорно-двигательного аппарата.
-разработали и раздали комплексы оздоровительных мероприятий, которые необходимо проводить в домашних условиях, чтобы была преемственность, и работа по исправлению нарушений проходила не только в рамках детского сада, но и чтоб родители поддерживали эту работу и занимались с детьми дома.
Экспериментально-практическая деятельность показала незначительные улучшения в формировании навыка правильной осанки. Очевидно, что на эту работу нужен более длительный период времени. Работая по составленным планам физкультурно- оздоровительных мероприятий нам удалось зафиксировать положительную динамику в улучшении состоянии здоровья детей.
Таким образом, я могу сделать вывод, что значение навыка правильной осанки очень велико, имея и применяя навык правильной осанки можно избежать многих других проблем, связанных со здоровьем. Целесообразно формировать правильную осанку при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, так как они проводятся ежедневно, что я и отразила в своей работе.