Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ, ЯВЛЕНИЙ И ЗАКОНОВ НА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКИЙ ФЕЙЕРВЕРК» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Шаронова Селена Михайловна,
учитель физики,
МБУ Школа №14,
г. Тольятти
 Всем известно, что физика – область естествознания. Наука, которая раскрывает тайны простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении.
 Термин «физика» впервые упоминалось в сочинениях одного из мыслителей древности — Аристотеля (IV век до нашей эры). Термины «физика» и «философия» были синонимами, так как именно эти оба понятия могли объяснить законы функционирования Вселенной. Впоследствии физика стала развиваться, как в самостоятельная научная отрасль.
 В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий: электромагнитные явления привели к появлению мобильных телефонов, термодинамические открытия позволяют создавать автомашины, развитие электроники привело к не только к появлению, но и созданию нового уровня компьютера, развитие газодинамики привело к появлению самолётов и вертолётов.
 Знания физических явлений, процессов, происходящих в природе, постоянно расширяются и углубляются. Несмотря на огромный объём накопленных знаний, современная физика ещё очень далека от того, чтобы объяснить все явления природы.
 «Некоторые закономерности являются общими для всех материальных систем (например, сохранение энергии), — их называют физическими законами. Физику иногда называют «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки, — биология, геология, химия и др. — описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики. Например, химия изучает атомы, состоящие из них вещества и превращения одного вещества в другое. Химические же свойства вещества однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, описываемыми в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика.» такая полезная информация имеется в Википедии. Я, как истинный любитель теоретик и практик по физике, предложила для начальной школы внеурочную деятельность «Физический фейерверк», на которой ученики не только знакомятся с явлениями, процессами, законами физики, но и сами могут попробовать увидеть некоторые процессы. Целью данных занятий – формирование начальных знаний о живой и неживой природе, о методах исследования в физике, предварительная подготовка школьников в процессе обучения физики к более широкому понятию физических законов, развитие творческих способностей учащихся, формирование мотивов учения, развитие интеллектуально-личностного творчества и поисково-познавательной деятельности. Целенаправленно и постепенно происходит формирование у учеников в ходе изучения программного материала умения самостоятельно выдвигать обосновывать гипотезы, опытным путем их проверять. При этом развивается логическое мышление физических понятий, ученики научатся применять методы исследования физических явлений, законов, анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. Все это в совокупности приводит к единственному результату: успешности учебы и прочности знаний, тем самым повысит качество знаний в среднем и старшем звене при изучении физики и повышении интереса к самому предмету.
 На основе теоретических и практических знаний и умений при ознакомлении учеников с физическими явлениями, происходящими в окружающем мире, в повседневности, связанные с не разработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием четкой системы обучения учеников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.
 Самая важная проблема – это пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью изучения физических явлений, самого предмета физики. Главное, чтобы ученики хотели и умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на занятиях. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы ученики сами получали знания, а учитель являлся бы организатором этой деятельности. В современных условиях это вполне возможно. Имея необходимое оборудование, можно выполнять совместно простые практические работы и тем самым помочь определиться ученикам в выполнении самостоятельно простых приборов для доказательства физических явлений и процессов.
 Изучение физических понятий, явлений, процессов и законов является проблемным обучением. Я считаю, что это не только усвоение основ физики, но и усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия». Но, проблемное обучение нельзя представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь должно быть оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности.
 Мною разработана авторская программа внеурочной деятельности «Физический фейерверк» для начальной школы с 1 по 4 класс. На каждом этапе изучения физических понятий, явлений, процессов и законов происходит поэтапное формирование основных понятий. Все занятия проходят строго в игровой форме, где проявляется не только интерес к заданной теме, но и мотив запомнить информацию, пропуская ее через свои мироощущения. В первом классе ученики больше любят рисовать, лепить из пластилина, строить что-то из простых коробок, аппликационный работы выполнять. Поэтому я знакомила детей с атомами с помощью творческой работы из пластилина. Ученики лепили разноцветные шарики круглой формы и скрепляли их между собой пластмассовыми палочками. Строили модели атомов простых элементов: вода, оксид азота, оксид фосфора, серная кислота. Здесь четко прослеживалась взаимосвязь физики и химии. А куда без нее? Закладывается будущий кирпичик знаний не только в области физики, но и в области химии, что позволит увлеченным и творческим ученикам познавая физико-химическую терминологию, запоминать простые определения и пользоваться полученными знаниями в дальнейшем изучении тех или тем на физики и химии. Тем самым рассказывала ученикам, что атомы и молекулы имеют между собой взаимосвязь. На примере: оксид фосфора Р2О5. Сначала я рассказала первоклашкам, что фосфор это не только химический элемент, который светится в темноте, но еще может и воспламеняться, содержится в некоторых минералах и играет важную роль в жизнедеятельности животных и растений. Что на основе фосфора фосфороводородный газ в тепле, например, сам собою загорается, вспыхивая в виде болотных огней. А в костях животных содержится фосфорнокислая известь. Море иногда светится, т.к. содержит некоторое количество фосфорических слизней. А затем перехожу к самой модели оксида фосфора Р2О5 – оксид содержит две молекулы фосфора и пять молекул кислорода. И каждый первоклассник сам выбирает цвет молекул, я показываю им соединение молекул. После построения нескольких химических формул, мы устраиваем сказочное путешествие смоделированным молекулам, отправляя их с платформы №1 в поезде №49 в страну Приключений. Ученики сами составляют сценарий, придумывают станции, их названия, что конкретно происходит с молекулами. Обыгрывая творческий процесс познания физического смысла, ученики запоминают не только основные понятия, но и учатся логически создавать цепочку, составляя рассказ, учатся ориентироваться в воображаемом пространстве, тем самым учатся играть вместе в команде.
 Другой пример. Во втором классе, когда по программе математике необходимо было закреплять умножение и деление простых чисел, ученики решали простые задачи по физике на нахождение объема тела, силы тяжести, массы тела, плотности вещества, используя физические формулы по темам «Сила», «Давление», «Условия плавания тел». Второклашки учились не только применять полученные знания по данным темам, не только закреплять таблицу умножения, но и учились правильно оформлять физические задачи с записью основных слов «дано», «СИ», «Решение», запись физической формулы, выведения из нее той, которая пригодится для расчета по условию задачи, сама подстановка в формулу и обязательно «Ответ». Формирование решения задач по стандарту дает возможность упорядочить систему расчета физических задач. Закладывая фундамент правильного оформления задач еще во 2-м классе, ученики в среднем звене исключают формальные ошибки, тем самым они в решении задач среднего звена на уроках физики, да и химии, могут не тратить время на запоминание оформления задач, а спокойно решать задачи на заданные темы.
 Еще один пример. В третьем классе ученики изучали тему «Электричество». Знакомились не только с терминологией по данной теме, но и знакомились с приборами для создания электрических цепей. Ученики приходили в кабинет физики и самостоятельно собирали (под присмотром лаборанта или самого учителя) схемы электрических цепей. Сначала знакомились с терминологией приборов (резистор, реостат, амперметр, вольтметр, батарея аккумуляторов, соединительные провода, лампочка, звонок), предназначением приборов, а затем узнавали о последовательном и параллельном соединении проводников. Предлагалась игра «Собери схему из своих соседей»: раздавались «шапочки» с нарисованными сначала самими приборами в виде картинки, а затем в виде схематического изображения приборов. Ученики делились на 3-4 команды, в которых необходимо было собрать предложенную схему по картинкам, а затем только по схематическим изображениям ту или иную схему последовательного или параллельного соединения. Помощник в сборе схемы была нарисованная веселая батарейка, которая поднималась очень высоко на школьной доске, если команда верно собирала схему и опускалась низко, если были ошибки. После таких игр, у детей формировались не только терминологические понятия приборов, но их соединения, а также они запоминали названия приборов и их обозначение на схемах. Далее была практика. Ученики распределялись по командам 4-5 человек и собирали схемы электрических цепей по схемам, которые были выданы на команду в картах. Какой восторг был у третьеклашек, когда у них заработали схемы: лампочка загоралась, звонок звенел!
 Формирование физических понятий, явлений и законов основано на поэтапном изучении разделов физики, физических закономерностей, выполнение простых практических и лабораторных работ с физическими приборами. Первоначальное формирование раскрывают не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это дает основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. На занятиях «Физического фейерверка», дети приобретают умения трудиться в команде, научиться уважительному отношению к одноклассникам, т.е. происходит социализация в малой группе, но и знакомятся с некоторыми явлениями, процессами природы по закону физики, научатся любить и беречь природу.
Март 2020