Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Бисерова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
МКОУ Мало-Томская СОШ,
Новосибирская область, Маслянинский район,
д. Малая-Томка
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Все это касается не только учащихся старших классов, но и младших школьников. Ведь для учащихся начальной школы в организации проектной деятельности существуют некоторые ограничения. Однако я начинаю вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса. Ведь ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений закладывается именно в младшем школьном возрасте. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы учебной деятельности:
- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
- планирующий – подготовительный (дети сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности определяют тему и цели проекта, формулируют задачи, вырабатывает план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса, согласовывают способы совместной деятельности);
- информационно-операционный (учащиеся собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
При организации проектной деятельности в начальной школе учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Работа над проектом начинается с выбора темы.
Темы детских проектных работ выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Во время работы над темой учу детей находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее.
Интересующую информацию дети находят, используя классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Так же стараюсь научить детей использовать рассказы не только родителей, но и проводить беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Во время экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (хлебопекарня), дети учатся наблюдать за историческими источниками, технологией производства и др. Дети учатся получать информацию из Интернета.
Собранную информацию учу представлять с помощью записей, рисунков, вырезок или ксерокопий текстов и изображений.
Кроме того, ставлю вместе с младшими школьниками учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, задаю ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?»
Большого внимания уделяю процессу осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. При этом чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Длительность выполнения проекта ограничиваю одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий, и постепенно перехожу к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности в соответствии с возрастными особенностям детей использую:
- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей;
- игры-путешествия, связанные с введением в ход урока сказочных героев;
- связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
- игры-исследования, фантастические исследования;
В процессе работы над проектом провожу с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, учителей, учащихся и родственников, медицинского работника при выполнении таких проектов, как «Открытка своими руками», « Хлеб всему голова», «Кока-кола: Вред или польза?», «Радуга-дуга», «Снег и лёд», « Тайна Мыльных пузырей».
Каждый проект с учениками доводим до успешного завершения, что оставляет у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Особого внимания уделяю завершающему этапу проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Результаты проектной деятельности представляем с детьми в виде:
– концертов;
– устных журналов;
– викторин и игр с применением знаний по теме;
– тематических выставок рисунков, скульптур, поделок;
–газет, журналов, книг, картотеки (информационные проекты), плакатов, стенгазет, брошюр.
После завершения работы над проектом дети рассказывают о свой работе, показывают то, что у них получилось, и слышат похвалу в свой адрес. Учащиеся производят самооценку проекта, затем оценивают процесс проектирования с помощью вопросов. Я или родители помогаю ученикам подготовить проект к презентации. Это небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, здесь учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали.
После защиты проекта некоторые изготовленные изделия дарим людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, или передаем в детский сад, показываем презентацию учащимся других классов, на научно-практической конференции.
Школьников, отличившимися особыми результатами в выполнении проекта, отмечаю дипломами или памятными подарками, поощряю каждого ученика, участвовавшего в выполнении проектов. Часто выделяю несколько номинаций и стараюсь так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект». Помимо личных призов готовлю общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это и поход в лес, и на выставку, и в музей, и на экскурсию.
Важным фактором в проектной деятельности является работа с родителями, но такая, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Совместная работа детей и родителей помогает, им сблизится, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Ведь совместно они подбирают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за растениями, узнают новое про цифры и вычислительные машины, исследуют, как возникли загадки, откуда хлеб на стол пришёл, узнают тайны старой берёзы, собирают сведения про старое радио, про русскую печку, про домовёнка Кузю, собирают сведения о родниках родного края, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя - ребёнка - родителя. Так увлекательным получился проект «Восемь рецептов ухи». Учащиеся представляли интересные рецепты ухи, собрали сборник под названием «Восемь рецептов ухи», выбрали самый интересный рецепт «Царская уха» и вместе с родителями приготовили его на природе.
На основе теоретических материалов Брыковой О.В., Громовой Т.В., Саловой И.Г. Методическое пособие «Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе», а также практических материалов А.И.Савенкова «Я – исследователь», мною была составлена рабочая программа «Я – исследователь» - программа организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению «Проектная деятельность», предназначенная для работы с детьми 4 класса. Кружковые занятия провожу 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села (улицы, архитектурные достопримечательности села и пр.). Кружковая проектная деятельность в данной программе включает проведение детьми опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д.
С помощью программы «Проектная деятельность» реализовывала в течение учебного года актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы и педагогическую идею формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Использование метода проектов в урочное и внеурочное время даёт положительные результаты. Увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение учебного года приняли участие в проектах все учащиеся. Презентации работ многих из них дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей-лидеров. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе нашей школы.
Март 2020