учитель начальных классов,
МОУ «С(К)ОШИ № 4»,
г. Магнитогорск
В современном обществе всё острее возникает вопрос об усовершенствовании методик образования. Современным детям необходим иной подход в обучении. Сегодняшнее время требует нового уровня образования учащихся. Ученики должны стать, прежде всего, социально – адаптированными личностями, а все полученные в школе знания должны иметь практический выход во взрослую жизнь. Поэтому для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Наш двадцать первый век – век информационных технологий - тоже диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные.
Одним из путей такого усовершенствования является введение сингапурской методики образования. Благодаря данной методике мы можем:
· Повысить уровень усвоения знаний учащимися;
· Познакомить учащихся с новой формой подачи материала;
· Повысить интерес учащихся к предмету.
Новое всегда воспринимается учениками с особым вниманием. Не исключением является и Сингапурская методика. Сущность её состоит в групповом обучении(Cooperativelearning). По определению Е.Н. Щурковой, «групповая работа – это организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению».
Для учащихся занимательна работа в группах. Каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. В сингапурской системе образования у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.
Общая характеристика сингапурской технологии:
1.Ключевое понятие – «партнер».
2.Обучающие структуры.
3.Технология кооперативного обучения, взаимодействие.
4.Четкое выполнение алгоритма.
5.Игровая составляющая.
Чем же отличается так называемая сингапурская методика от технологий, применяемых в современном российском преподавании?
Первое– необычное расположение парт. Два стола сдвинуты вместе, и четверо учеников сидят за ними лицом друг к другу. При этом двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске. Урок сосредотачивается не у доски, даже если она интерактивная. Самое интересное происходит в центре класса. В основе так называемой сингапурской системы лежат коммуникативность и сотрудничество. Школьный урок выстраивается, как из детских кубиков. В Сингапуре используется не менее 250 разнообразных модулей, в гимназии пока гораздо меньше, около 25. При подобном построении урока учитель меняет свою роль: он становится модератором дискуссии, наставником и помощником. Кстати, результаты применения новой технологии позволяют понять, почему наполняемость классов в сингапурских школах остается одной из самых высоких в мире – 40 человек. Когда класс разбит на группы по 4 ученика, обучающих и слушающих друг друга, преподаватели находят способы проверять пройденный материал и получают время для объяснения нового. Ключевое понятие, которое ученикам и учителям следует уяснить, приступая к занятиям по модулям сингапурской системы, заключается в непривычном для общеобразовательной школы слове «партнер». С еще более непривычными уточнениями: партнер по лицу (тот, кто сидит напротив тебя) и партнер по плечу (тот, что сидит рядом). Руководя процессом, педагог делает объявления: «Внимание! Говорят партнеры по плечу», «А теперь послушаем мнение партнеров по лицу». Как бы странно ни звучали в классе такие обращения, учителя соглашаются: система позволяет реализовать то, чего привычные методики до сих пор не давали. Мы всегда применяли работу в группах. Групповая работа – не новость для российской школы. Здесь же речь идет о командной работе. Важно, что в этой системе она выстроена по определенным принципам:
Но прежде чем приступить непосредственно к групповым формам работы необходимо предварительно организовать обучение в группах, которое проходит в несколько этапов:
1.Ознакомительно-мотивационный.
Главная задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С этой целью выбирается ненавязчивый рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в наших и зарубежных школах. Познакомить с главной идеей ("Учиться вместе!") и основными принципами:
· взаимозависимость всех членов группы;
· личная ответственность каждого;
· равная доля участия каждого;
· рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).
2.Диагностический.
Проводится диагностическое исследование. На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания учащихся, формируются разноуровневые группы, предполагающие переход из группы после проведения текущей диагностики эффективности групповой деятельности. Также диагностические исследования помогают ребятам определиться с ролями в группах (выбрать капитана, помощников капитана и т. д.)
3.Этап подготовки учебного пространства.
На этом этапе, для уроков с использованием групповых форм работы, расставляются парты для свободно взаимодействия учащихся лицом к лицу. Такая совместная деятельность стимулирует их заинтересованность и одновременно готовит к нетрадиционным формам обучения. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть “shoulder partner” ("партнер по плечу") и “face partner” ("партнер, который сидит напротив"). Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat).
4. Этап психологической подготовки.
Это этап приучения учеников к определенным условиям работы:
· взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
· вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
· испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
· полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд;
· не нарушать правило «Трех ″нельзя″».
· следовать памятке.
Только после такой предварительной подготовки можно переходить к работе в группах. Для этого применяются обучающие технологии:
1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.
2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал.
3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
Применение обучающих структур возможно на любом этапе урока. Само занятие мало похоже на обычный урок и больше напоминает игру - увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить. Например, ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда, на столе вспомогательные материалы: альбомная бумага, тетради, фломастеры, ручки. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. По сигналу они в танце перемещаются по классу, необходимое условие – надо перемешаться, по сигналу «стоп» надо образовать пары (или четверки) для взаимодействия. Дается задание или вопрос, работая над ним, пара за 30 секунд обменивается информацией. Учитель поднимает руку, ученики следуют его примеру – это сигнал тишины для работы с учителем, и команды по выбору отвечают. Затем из нескольких ответов выбирается лучший. Это описание одной из составляющих сингапурской методики – «Микс-пэа-шэа», всего же их более 200, у каждой свое название. В каждой из них между учениками присутствуют позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие - это принципы сингапурской методики.
Рассмотрим самые распространенные обучающие структуры сингапурского метода обучения:
В сингапурской методике на время урока отменяются имена – происходит нумерация детей (осуществляется такая структура как «Numbered Heads Together», «пронумерованные головы, которые работают вместе»), они разбиваются на четвёрки, их сажают лицом к лицу, каждая группа получает задание и довольно шумно его выполняет.
Немаловажно, что весь новый материал обучающиеся осваивают самостоятельно, каждый из ребят, естественно, по очереди, играет роль учителя, затем сам педагог подводит итоги. Полагается, что эта система формирует у детей самостоятельность и вырабатывает командный дух.
Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название.
«мэнэдж мэт» (управление классом) — распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться; для реализации этой структуры ученические столы расставлены соответствующим образом: два стола сдвинуты вместе, ученики сидят за ними лицом друг к другу, двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске; они партнёры: партнеры по лицу, партнеры по плечу;
«хай файв» ( сигнал тишины и привлечения внимания, концентрация внимания на поднятой ладони учителя) — используется после звонка в начале урока: учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!», а учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя, структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы;
«клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться, применяется при проверке домашнего задания;
«тэк оф – тач даун» — «встать – сесть»;
«джот тост» — «запишите мысль»;
«тик – тэк – тоу» — составить предложение с обязательными словами в схеме, используя три слова, расположенных в любом ряду, по вертикали, горизонтали и диагонали (слова могут заменяться числами), структура направлена на развитие критического и креативного мышления;
«сте зе класс» («перемешай класс») — ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку, после чего проводится общий анализ и учащиеся в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем;
«конэрс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам;
«сималтиниусс раунд тейбл» — все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку;
«куиз – куиз – трейд» — опроси – опроси – обменяйся карточками;
«таймд пэа шэа» — два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени;
«микс пэа шэа» — произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах;
«микс фриз групп» — смешивание учащихся под музыку;
«тим чир» (время разминки) — веселое упражнение для поднятия настроения и духа, поощрения или выражения благодарности, кричалка.
Сингапурская методика дружит с ФГОС
Структура Simultaneous Round Table:
· Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать. (1 минута)
· Каждый ученик пишет ответ на своём листке.
· По команде учителя ученики одновременно передают листочки по кругу.
· Следующий ученик записывает свой ответ на полученном листочке и передаёт листок дальше.
· Ученики продолжают записывать ответы, передавая листочки по кругу.
· Сделав круг, каждый лист с ответами возвращается к своему «хозяину».
· Учитель просит сравнить ответы группы и подготовить ответ на заданный вопрос.
Структура Timed Pair Share:
· Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать.
· Учитель говорит, кто начинает отвечать первым и сколько времени даётся каждому ученику для ответа.
· Два ученика отвечают на вопрос по очереди в течение данного времени.
Структура Single Round Robin:
· Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать.
· Четыре ученика в команде по очереди отвечают по одному разу.
· Затем даётся ответ от команды Структура Continuous Round Robin:
· Учитель задаёт вопрос или тему и даёт время подумать.
· Четыре ученика в команде по очереди отвечают по кругу. Пока учитель не остановит процесс.
Структура Stir The Class:
· Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать.
· Ученики записывают как можно больше ответов на своё листок в течение заданного времени и прочерчивают линию после своего последнего ответа.
· По команде учителя, дети встают, поднимают руку и находят себе пару.
· Ученики прочитывают ответы друг другу, ставят галочку, если у них есть этот ответ, и записывают новые идеи под линией.
Фрагменты урока:
Фрагмент урока: решение задачи:
Учитель дает задание по учебнику (решить задачу).
Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только музыка останавливается они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.
Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.
-О чем говориться в этой задаче?
- Что сказано про скорость первого поезда?
- Известна ли известна ли скорость второго поезда?
- Что еще известно в задаче?
Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя: РЕЛЛИ РОБИН и ТАЙМД ПЭА ШЭА. Каждый раз начинает тот участник, кто старше.
На экран проецируется структура МИКС ФРИЗ ГРУП– структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.
Фрагмент урока: физкультминутка(1 – 2мин.)
Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
• Какая цифра записана в разряде десятков у числа 13230? (3.)
• Сколько будет 54 – 20: 2? (44.)
• Сколько будет, если 540 делить 20? (27.)
Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами
Преимущества Сингапурской методики
• Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
• Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
• Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения; поэтому обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
• У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику. Урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Недостатки Сингапурской методики
• Неверная стратегия внедрения сингапурской системы в различных школах.
• Статичность сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности). Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет.
• Обезличенное обращение к детям по номерам, а также жесткая рассадка, когда под номером один сидит ученика с потенциалом, а на третьем и четвертом месте сидят ученики послабее. Смысл в том, чтобы успешные и активные помогали слабым, но на деле получается так, что чаще всего за команду и работает только этот один активный ученик, остальные либо ленятся, либо стесняются.
Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:
Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Список литературы
1. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
2. Рубцова Л.Г. Организация групповой работы учащихся [Электронный ресурс] / Л. Г. Рубцова. – Режим доступа: http://skolaharangino.ucoz.ru/Metodic_books/organizacija_gruppovoj_raboty_uchashhikhsja.doc (дата обращения: 03.04.2017).
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.–Москва: Просвещение, 2011. – 47 c.
5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания / Н. Е. Щуркова. – Москва: Педагогическое общество России, 2009.– 48 с.
6. Гросс С.А. ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(52).pdf (дата обращения: 17.03.2020)