Высшая школа делового администрирования
Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА. ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ

Юдина Александра Игоревна,
педагог дополнительного образования,
ГБНОУ «Академия талантов»,
г. Санкт-Петербург
На сегодняшний день как никогда стал актуален вопрос адаптации программ дополнительного образования к дистанционному формату. Перед педагогами стоит нелегкая задача подобрать уникальный набор инструментов, который поможет проводить занятия онлайн сохраняя при этом качество обучения.
Важно отметить, что на данный момент не существует единого универсального алгоритма организации программ дополнительного образования в дистанционном формате, выбор инструментов зависит от множества факторов, среди который стоит выделить направленность программы, возраст обучающихся, а также соотношение практической и теоретической составляющих занятий. В данной статье рассмотрены инструменты, которые успешно используются педагогами ГБНОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга в реализации программ дополнительного образования дистанционно.
Педагоги каждого направления применяют индивидуальный подход к выбору формата занятия, в зависимости от тех навыков и умений, которые необходимо развивать в каждом конкретном случае.
Так, программы технической направленности, связанные с операторским искусством, мастерством фотографии, графическим дизайном реализуются с использованием дистанционных платформ, среди которых, к примеру, можно выделить платформу Moodle, представляющую из себя модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду, моделирующую виртуальную обучающую среду.
Учащиеся регистрируются на платформе с помощью электронного адреса и получают логин и пароль, которые дают им доступ к материалам и заданиям по той или иной теме, причем педагог получает широкий набор инструментов для реализации своей образовательной программы. В число элементов, которые используются на платформе Moodle, входят анкеты, базы данных, глоссарии, лекции, обратная связь, опрос, семинар, тест, форум и чат. Стоит отметить, что учащийся имеет возможность изучить материалы занятия в удобное для него время в рамках указанного педагогом периода.
Педагоги программ социально-педагогической направленности также используют дистанционные платформы, а кроме того, осуществляют непрерывный контроль образовательного процесса с помощью мессенджеров. Так у педагогов каждого языкового направления – а это английский, испанский, немецкий, китайский и японский языки – есть общий чат с родителями учащихся, в который регулярно выкладываются страницы с уроками на дистанционных платформах, презентации, сделанные в редакторах Canva или PowerPoint, а также полезные ссылки на задания текстового и, что немаловажно, медиаформата, ведь всем известно, что язык невозможно выучить без аудирования и без устного моделирования реальных речевых ситуаций.
В связи с этим многие педагоги также обращаются к формату аудио- и видеолекций, которые можно проводить как в офлайн, так и в онлайн формате по Skype, причем в данном случае учащиеся не лишаются возможности уточнить какую-либо информацию или задать вопрос, как это бывает на традиционных лекциях. Не стоит также забывать о том, что, выбирая формат видеолекции, педагог может в любой момент вывести на экран презентацию, страницы из учебника или полезную интернет-страницу.
Еще одним популярным мессенджером, который используют педагоги Академии является Discord. Эта программа имеет все функции, которые привычны пользователю скайпа: голосовые и видеозвонки, возможность отправки сообщений и файлов. Однако, помимо обычного чата, есть и возможность внутри одного сервера для общения (одной конференции) создавать отдельные голосовые и текстовые каналы, назначать роли для разных участников и проводить модерацию. Контролировать доступ участников к каналам внутри одного сервера. Есть официальное руководство для родителей. Педагогам нравится программа тем, что получается высокое качество звука в голосовом режиме.
При реализации программ социально-педагогической, а также туристско-краеведческой и естественнонаучной направленностей используются всевозможные облачные хранилища данных, такие как Google диск или Yandex диск, позволяющие педагогу не только своевременно выкладывать задания и получать работы учащихся, но и в режиме онлайн редактировать и комментировать тексты, исправлять ошибки, давать рекомендации детям.
Стоит также отметить, что на дистанционный режим удалось успешно перевести и программы художественной направленности, в число которых входят вокальные и театральные коллективы. Помимо того, что ребята учат тексты новых произведений и в режиме офлайн выполняют упражнения на развитие дыхания, голоса, дикции, темпа речи, полученные с помощью мессенджеров WhatsApp и Вконтакте, они также имеют возможность получить столь необходимый опыт непосредственного, «живого» общения с педагогом по видеосвязи, реализуемой через Skype.
Наконец, еще одним удобным средством видеосвязи, доступным педагогам является платформа Zoom, на которую учащиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета, с телефона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра. Можно делиться экраном (screensharing) (скриншеринг) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делиться не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера.
В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экранам, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску. Есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы с заданиями.
Это лишь немногие инструменты, которые дают возможность педагогам переводить программы дополнительного образования в онлайн и реализовывать их в полном объеме.
Апрель 2020