Высшая школа делового администрирования
Конференции

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Лука Анастасия Алексеевна,
преподаватель обществознания,
ОГБПОУ «КАДК»,
г. Кострома
Основным инструментом дистанционного взаимодействия преподавателей и удаленных студентов является система дистанционного обучения (СДО) – образовательный интернет-портал образовательного учреждения, обеспечивающий реализацию системного подхода к организации и управлению процессом обучения, интегрирующий различные виды учебных и методических ресурсов. Изменилась ли роль преподавателя, осуществляющего педагогическую деятельность в системе дистанционного обучения? Большинство молодых преподавателей имеют достаточно высокую базовую подготовку в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но опыт внедрения дистанционного обучения на базе компьютерных технологий показывает, что российским педагогам - профессионалам в предметной области - недостаточно знаний в области информационных технологий. Главной задачей становится вовлечение преподавателей в новую методологию, которая основана на изменении характера взаимоотношений между преподавателями и студентами. Это особенно важно, т.к. студенту в системе дистанционного обучения предоставлена наибольшая свобода. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте и в удобное время, имея при себе как минимум смартфон. Между тем, далеко не все студенты обладают достаточной силой воли, необходимой усидчивостью, собранностью и организованностью. Следовательно, основная задача педагога в процессе дистанционного обучения – управление (планирование, организация, контроль и др.) самостоятельной работой обучающихся. Функции преподавателя ДО зависят от применяемой модели дистанционного обучения. В рамках сетевой технологии дистанционного обучения педагога не заменяют компьютерами - изменяется его роль: преподаватель управляет процессом обучения, организуя эффективное общение и взаимодействие в виртуальной среде с тем, чтобы направлять студентов на пути к достижению учебных целей; руководит студентами, следя за успехами студента, его деятельностью и качеством работы, и помогает решать возникающие сложности; представляет студентам мотивацию учебы, вовлекая их в обсуждения, требующие размышлений, и интерактивные дискуссии; поддерживает студентов, помогая полнее включиться в учебный процесс, предлагая и рекомендуя способы его улучшения; является экспертом в преподаваемой предметной области, постоянно оценивая и обновляя свои знания, которыми он делится со студентами. При определении требований к преподавательскому составу, реализующему учебный процесс в рамках сетевой дистанционной технологии на базе компьютерных телекоммуникаций, представляется необходимым учесть специфику педагогической деятельности, которая характеризуется следующими особенностями: преподаватель имеет возможность осуществлять педагогическую деятельность с любого рабочего места, оснащенного компьютером и выходом в Интернет; лекции, в отличие от традиционных аудиторных лекций, исключают живое общение с преподавателем, т.к. представлены студентам в полном объеме в рамках сетевых учебных курсов; консультации выступают как самостоятельные формы организации учебного процесса, и являются основным элементом педагогической работы в электронной обучающей среде; используя средства электронного обучения, преподаватель имеет возможность обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с самим педагогом, так и с другими студентами в ходе обсуждения учебных вопросов и оказывать учебно-методическую помощь в освоении материалов курса; интерактивное общение между участниками учебного процесса происходит в основном при помощи обмена текстовыми сообщениями в асинхронном режиме, который подразумевает, что в процессе обучения преподаватель и студент могут реализовывать технологию преподавания и учения независимо во времени, т.е. в удобное для каждого время и в удобном темпе; технологизация учебных курсов, размещенных в электронной обучающей среде, обеспечивает возможность автоматизированного контроля и управления самостоятельной работой студента. Однако, обучение, в отличие от самообразования, является диалогическим процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. При дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью электронных технологий. Поэтому, основная специфика методического сопровождения самостоятельной работы студентов в системе ДО – это интерактивная обратная связь. Обратная связь – важный инструмент, с помощью которого студенты могут контролировать свой прогресс в достижении целей обучения. Контрольные задания и тесты – часто используемые инструменты для измерения прогресса студента. Они могут предоставить обратную реакцию студентам в виде индикации верных и неверных ответов и итоговой оценки. Организация учебного процесса «на расстоянии» посредством сетевой дистанционной технологии требует активной учебно-познавательной деятельности студентов с материалами сетевых курсов, что в свою очередь, предполагает и активную деятельность преподавателя в курсе. Еще один аспект обратной связи – это её своевременность. Если студент не получит своевременной обратной связи, у него не будет возможности узнать, успешно ли его продвижение к достижению цели курса. Учитывая данную особенность, можно заключить, что преподаватель должен обладать способностью работать в условиях распределенного времени, быть внутренне хорошо организованным человеком, быть готовым к очень активному обмену информацией со студентами. Поэтому в решении задач повышения качества дистанционных образовательных услуг вопрос о подготовке преподавателей дистанционного обучения имеет первоочередное значение. Организацию деятельности преподавателей в системе. Поэтому в решении задач повышения качества дистанционных образовательных услуг вопрос о подготовке преподавателей дистанционного обучения имеет первоочередное значение. Формы, методы и средства подготовки преподавателей вузов не учитывают специфику обучаемого контингента и особенности технологий дистанционного обучения. Программы подготовки должны соответствовать изменениям, произошедшим в характере деятельности преподавателя ДО, осуществляющего учебно-методическое сопровождение студентов «на расстоянии», с помощью средств телекоммуникации. Такую подготовку невозможно организовать, оставаясь только в учебной аудитории. Данные рассуждения говорят о том, что преподавателей для системы дистанционного обучения необходимо специально готовить. Максимально эффективно это может осуществляться на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Здесь требуется разработка новых методов и организационных форм работы с преподавателями, что позволит наиболее точно отразить специфику применяемой модели ДО и специфику педагогической деятельности в информационно-образовательной среде. Пройдя через роль обучающихся, преподавателям в дальнейшем будет проще организовывать дистанционный учебный процесс, уже с учетом своего опыта обучения, имея возможность анализировать позиции преподавателя и студента в процессе дистанционного обучения. Организационные формы программ подготовки преподавателей для работы в среде ДО должны отражать специфику применяемой модели ДО и специфику педагогической деятельности в информационно-образовательной среде.
Апрель 2020