Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЭКСПЕРТНЫМИ КАДРАМИ

Решетников Дмитрий Сергеевич,
преподаватель спецдисциплин,
ГБПОУ ВО «ВГППК»,
г. Воронеж
В условиях обновления системы отечественного образования и ее информационно-образовательной среды происходит обновление понятийного аппарата и введение в научный оборот новых понятий. В работах отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами, связанными с использованием компьютерных технологий, используются понятия «цифровой культуры», «цифровой компетентности» и «цифровой грамотности», которые связаны с необходимостью их развития, как у студентов, так и преподавателей.
Л. Г. Гаврилова и Я. В. Топольник анализируют понятие информационно-цифровой компетентности, которую считают ключевой, то есть сквозной в содержании всех предметов. По их мнению, «смысловое поле понятия «информационно-цифровая компетентность» акцентирует именно цифровые аспекты информационных знаний, умений, навыков и отношений» [1].
Информационно-цифровая компетентность – это уверенное и одновременно критическое применения информационно-коммуникацион-ных технологий (ИКТ) для создания, поиска, обработки, обмена информацией на работе, в публичном пространстве и частном общении. ИЦК включает в себя информационную и медиаграмотность, основы программирования, алгоритмическое мышление, умение работать с базами данных, навыки безопасности в Интернете и кибербезопасности, а также понимание этики работы с информацией (авторское право, интеллектуальная собственность и т.д.).
В зарубежных исследованиях выявлено значительное число понятий: цифровая компетентность (digital competence), цифровая грамотность (digital literacy), компетентность в сфере ИКТ (ICT competence), информационно-комуникационно-технологическая грамотность (ICT literacy), цифровая культура (digital culture), которые часто используются как синонимичные для определения профессиональной компетентности студента (педагога) в сфере ИКТ и его готовности к применению цифровых технологий в профессионально-педагогической деятельности. Проанализируем некоторые из них.

Цифровая культура

Понятие «цифровой культуры», введенное в научный оборот в начале XXI века Т. O'Reilly в связи с возникновением технологий Web 2.0, в настоящий момент трактуется достаточно широко. В целом, можно сказать, что цифровая культура является одним из базисов современной мировой культуры, неотъемлемой составляющей всех без исключения общественных процессов, в том числе и образовательных.
Благодаря цифровым технологиям, культура приобретает все новые формы деятельности (3D-экскурсия, пиксел-арт, цифровые инсталляции, электронная музыка) и порождает новые практики (компьютерная графика, компьютерные игры, Интернет, системы виртуальной и дополненной реальности и т.д.). Цифровая культура определяет новые ценности и смыслы бытия личности, образовательного взаимодействия, когда меняется не только алгоритм «приобретения» знания, но и собственно культура этого приобретения и использования знаний [3].
Цифровая культура как технологический феномен может рассматриваться как совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения информационных технологий, создания единого информационного пространства. Причем смысловое поле электронной культуры вмещает феномены компьютерной, мультимедийной, киберкультуры как ее разновидности.
К. Литвиновой цифровая культура понимается как система правил поведения человека, которых они придерживаются при использовании информационно-коммуникационных технологий: рациональное потребление информации; критическое мышление, связанное с поиском информации, ее восприятием, анализом, интерпретацией, и оценкой; цифровую грамотность, то есть умение пользоваться современными ИТ и программным обеспечением, в частности в учебной и профессиональной деятельности и т.д.
Вследствие стремительного развития инфокоммуникационных технологий рефлексия, к сожалению, «отстает» от достижений научно-технического прогресса. При этом новые нормы и ценности, которые должны стать регуляторами человеческого поведения, нередко недостаточно разработаны и осмысленны.

Цифровая грамотность

Понятие «грамотность» является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие человека. Умения, которые нужны современному человеку, отличаются от первоначально необходимых навыков – читать, писать и считать.
С развитием новых информационных и коммуникационных средств массовой информации (печатная продукция, радиовещание, телевидение, компьютеры, Интернет) возникала необходимость формирования определенного типа грамотности. В рамках каждой «грамотности» ставились свои задачи, начиная от развития критического мышления до освоения самих средств взаимодействия с информацией.
Альберт Букхорст считает, что все эти понятия связаны между собой, причем нужно отметить, что умение критически воспринимать информацию («читать между строк» как его высшая ступень развития») – это один из полезных навыков, как при чтении газет, так и при онлайн-поиске информации. Другое дело эволюционирует технологический компонент грамотности, перемежевываясь из бумаги в цифру (см. рис. 1). Изменяется и информационно-коммуникационный компонент грамотности, так как пользователь из пассивного получателя информации, может стать ее активным производителем. В итоге грамотность включает компоненты технологического и информационно-коммуникационного содержания.











Рис. 1. Генезис понятий, связанных с информационно-коммуникационными процессами с начала XX века до начала XXI века


Пола Гилстер считает, что цифровая грамотность включает в себя медиаграмотность (комплекс умений и навыков восприятия информации в различных формах и жанрах), а также умения:
- критически воспринимать информацию, оценивать ее достоверность и надежность;
- понимать и использовать «широкоформатную» информацию;
- непрерывно взаимодействовать с другими участниками информационного пространства;
- создавать собственный контент с помощью различных инструментов и в различных форматах [3].
Цифровая грамотность – образовательный феномен, умение работать с современной цифровой техникой и владеть современными информационно-коммуникационными технологиями. Его составляющие: компьютерная грамотность, информационная грамотность (информационная культура), мультимедийная грамотность и грамотность компьютерной коммуникации.
В зарубежной педагогике начала XXI века (P. Gilster, Н. Jenkins, M. Warschauer, А. Martin и др.) сформулирована концепция «цифровой грамотности» как системы когнитивных, социальных и технических навыков, которые гарантируют качественное существования человека в информационной среде.
В настоящее время цифровая грамотность - это комплекс составляющих:
- компьютерная грамотность (computer literacy) – эффективное использование электронных устройств и программного обеспечения;
- информационная грамотность (information literacy) – навыки самостоятельного поиска, анализа, критического осмысления информационных данных;
- компетентное использование социальных медиа (socialmedia literacy);
- использование сетевых технологий (network literacy) с пониманием основ сетевой безопасности и стандартов нетикета.
Таким образом, современное понимание цифровой грамотности содержит экологическое отношение к цифровым технологиям как особой среды жизни человека, требует соблюдения норм гигиены и ответственности пользователя.
Г. Дженкинс (Н. Jenkins) и др. считают, что цифровая грамотность зависит от сформированности трех типов навыков:
-           навыки взаимодействия с компьютером и любыми другими устройствами (hardware skills), с помощью которых можно выйти в Сеть или создавать цифровые артефакты;
-           навыки взаимодействия с программным обеспечением (software skills), что обеспечивают возможности работы с контентом.
-           универсальные навыки работы с цифровыми технологиями (meta skills), в том числе конструирования, разработки цифрового онлайн или оффлайн среды.
Д. Белшоу (D. Belshaw) в своей книге «Основные элементы цифровой грамотности» (The Essential elements of digital literacies) выделяет восемь ключевых компонентов этого феномена как основу качественного взаимодействия человека с «цифрой» (культурный, когнитивный, конструктивный, коммуникативный, критический, гражданский, а также уверенное пользование и креативность).
Феномен цифровой грамотности изучается и российскими учеными (Н. Корецкая, О. Мороз, А. В. Шариков и др.). Так, А. В. Шариковым была предпринята попытка обобщить известные теоретические подходы изучения цифровой грамотности в виде квадранта.
Модель состоит из двух содержательных оппозиций «технико-технологическое ↔ социогуманитарное» и «возможности ↔ угрозы». На основе этих конструктов происходит содержательное наполнение компонентов цифровой грамотности в порядке их появления:
- технико-технологические возможности (освоение новых инструментов цифровой среды);
- содержательно-коммуникативные возможности (применение инструментов цифровой среды);
- технико-технологические угрозы (умение работать с инструментами, обеспечивающими безопасность);
- социо-психологические угрозы (сетевой этикет, осведомленность о законодательстве об интеллектуальной собственности).
Такое структурирование цифровой грамотности, по мнению исследователя, может стать основой для мониторинга состояния ее сформированности. По мнению автора модели, высокий уровень цифровой грамотности может быть достигнут при наличии всех составляющих, т.е. технических компетенций, так и ЗУНов социально-психологического и этического характера, которые позволяют противостоять многочисленным угрозам. На наш взгляд данная модель может быть дополнена еще одним биполярным вектором «создание ↔ потребление», что разграничивает деятельность в конкретных областях при наличии у специалистов (будущих специалистов) знаний и опыта. Созидательная составляющая отличает компетентность как способность осуществлять тот или иной вид деятельности от грамотности.
В заключении следует отметить, что при наличии ряда родственных понятий, не следует ставить знак равенства между ними. Так, например, информационная грамотность подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения, а компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, является одним из умений современного человека, желающего стать информационно грамотным. Также, близкими, синонимичными к цифровой грамотности, являются понятия информационно-цифровой грамотности, а также более общее понятие ИКТ-компетентности.

Цифровая компетентность

Обобщенное определение цифровой компетентности было сформулировано А. Феррари (A. Ferrari). Это набор знаний, умений, отношений (включая способности, стратегии, ценности и осведомленность), которые необходимы для использования информационно-коммуникационных технологий и цифровых медиа с целью выполнения задач; решения проблем; общения; управления информацией; сотрудничества; создания и распространения содержания; и построения знания эффективно, результативно, соответственно, критически, творчески, самостоятельно, гибко, этически, рефлексивно для работы, отдыха, совместной деятельности, обучения, общения, удовлетворения потребительских потребностей и обеспечения возможностей для реализации прав.
К. Ала-Мутко (К. Ala-Mutka) построила обобщающую модель цифровой компетентности, составляющими которой стали:
- инструментальные умения и знания (instrumental skills and knowledge), а именно технические умения работы с цифровыми устройствами, а также знания и умения безопасного использование медиа-сред;
- продвинутые (углубленные) умения и знания (advanced skills and knowledge), что предусматривают эффективное взаимодействие и коммуникацию, управление информацией, обучение в сети, участие в цифровой деятельности;
- отношение (attitudes), в частности понимание и принятие межкультурного взаимодействия, критическое отношение к качеству информации, открытость к цифровой творчества и обучения с использованием цифровых инструментов, понимания и учета проблем интернет безопасности, соблюдения этики цифровой среды.
Поэтому К. Ала-Мутко, обобщая европейский опыт, сделала акценты цифровых знаниях и умениях (когнитивном и технологическом компонентах), сформированность которых фактически является проявлением цифровой грамотности, а также на коммуникативном, социокультурном, этическом аспектах, характеризующих, прежде всего, цифровую культуру пользователей.
В научных исследованиях отечественных ученых «переход» от цифровой грамотности к цифровой компетентности осуществлен Г. У. Солдатовой, Е. И. Рассказовой. Авторы указывают на то, что академическая успешность начинает напрямую зависеть от цифровой «успешности» обучающихся, а постулат критичного отношения к информации звучит чрезмерно общо и для его понимания необходим учет содержания деятельности, анализ мотивации человека, его ценностной сферы.
Также, по мнению ученых, компетентность определяется как «знание в действии», что требует выхода за пределы анализа знаний и умений человека. Цифровая компетентность – основанная на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфо-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности.
Г. У. Солдатова и Е. И. Рассказова выделяют четыре вида цифровой компетентности:
- информационная и медиакомпетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации, ее критическим осмыслением и созданием материалов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);
- коммуникативная компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для онлайн-коммуникации в различных формах (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.);
- техническая компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать компьютер и соответствующее программное обеспечение для решения различных задач;
- потребительская компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью компьютера различные повседневные задачи, предполагающие удовлетворение различных потребностей [4].
Таким образом, понятие «цифровая компетентность» по сравнению с проанализированными дефинициями «цифровой культуры» и «цифровой грамотности» связано не только с потребительскими знаниями, умениями и навыками, но и с техническими навыками работы в информационно-коммуникационной (цифровой) среде и социальным опытом взаимодействия личности в ней.
Можно сделать вывод, что понятие «цифровой компетентности» в современных исследованиях выходит за пределы технологической или цифровой отрасли. Оно касается широкого круга культурологических, социогуманитарных, коммуникативных, ценностных, этических и др. аспектов. Цифровая компетентность зачастую определяется на основе общепринятого понимания компетентности как интегрированной способности личности, которая состоит из знаний, умений, опыта, ценностей и отношения, которые могут целостно реализовываться на практике. Понятие является обобщающим для предыдущих, поскольку сформирована цифровая компетентность вмещает и цифровую грамотность, и цифровую культуру.
Цифровая компетентность требуют дальнейшего изучения ее компонентов, инструментария для его их измерения, что и составляет перспективу дальнейших исследований.
Литература
1. Chernyh S. I., Parshikov V. I. Digital Culture as a Humanitarian Phenomenon // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire, vol. 6, no. 4, pp. 601–607, 2016. DOI: 10.15372/PEMW20160405 (in Russian).
2. Sharikov A. V. About four-component model of digital literacy // The Journal of Social Policy Studies, vol. 14, no. 1, pp. 87-98, March, 2016. [Online]. Available: https://jsps.hse.ru/article/view/3289 (in Russian).
3. Гаврилова Л.Г., Топольник Я.В. Цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность как феномены современного образования // Информационные технологии и средства обучения. 2017. Т. 61. № 5. С. 1-14.
4. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 27-35.
Апрель 2020