воспитатель,
ЧДОУ «Детский сад 136» ОАО «РЖД»,
г. Пермь
Пик новых событии в стране привел к тому, что наша работа в образовательной системе построилась иначе, мы вынуждены общаться с детьми и родителями дистанционно. Прежде всего необходимо отметить, что такое дистанционное образование.
Дистанционное образование – это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет. Это система, направленная на умение передавать информацию при помощи информационно-коммуникативных технологий, умение пользоваться интерне-ресурсами в разных формах работы.
Так же важно отметить, что дистанционное обучение позволяет получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от образовательных центров, – по состоянию здоровья, особенностям образа жизни, экологической обстановкой, в силу территориальной удаленности.
Задача каждого педагога установить сотрудничество и взаимодействие дошкольной организации и семьи, а также помочь правильно организовать педагогический процесс на дому, поэтому важное место в работе педагогов отведено организационным вопросам.
Семья может воздействовать на личность ребенка, как положительно, так и отрицательно. Положительное воздействие на личность ребенка заключается в том, что никакой другой социальный институт не будет о нём так сильно заботиться и любить. Но в тоже время не может нанести столько вреда в воспитании и обучении детей.
Главной задачей в нашем детском саду - сделать родителей активными участниками педагогического процесса, а также помочь организовать педагогический процесс правильно, используя информационно-коммуникационные технологии. Родители должны понимать, что участие в жизни дошкольной организации важно для развития и обучения их ребёнка, не только в обычном педагогическом процессе, но и дистанционно. Положительная динамика в обучении и воспитании ребёнка зависит во многом от того, насколько активную позицию занимают родители.
На практике можно выделить разные позиции, которые занимают родители в вопросах обучения и воспитания своих детей:
Активные родители: ежедневно интересуются жизнью своего ребёнка, часто общаются с педагогами, задают вопросы касаемо обучения, развития, поведения своих детей и многие другие вопросы, пользуются специальной литературой, выполняют все рекомендации педагогов;
Пассивные родители: они проявляют меньше инициативы и выполняют рекомендации только под контролем педагогов, жизнью ребенка почти не интересуются, успехи и неудачи их не впечатляют и не расстраивают;
Безразличные родители: это родители, которые привели ребёнка в образовательную организацию и забыли о нём, переложив всю ответственность на плечи педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод, что без активного участия родителей в педагогическом процессе очень сложно добиться положительной динамики тем более в режиме дистанционного обучения.
Хочется отметить, что мало какой ребенок, особенно если это ребенок дошкольного возраста, находясь на дистанционном обучении отнесется ко всему с пониманием, ответственностью и серьезностью. Ведь дома столько можно найти разных, интересных игр и занятий. Поэтому на плечи родителей ложится огромная ответственность – организовать полноценное обучение ребенка в домашних условиях.
Чтобы организовать педагогический процесс правильно родители должны опираться на ряд рекомендаций, который мы им предлагаем в период самоизоляции и не простой ситуации в городе:
1) Научиться перестраиваться и совмещать своё рабочее время с временем занятий ребенка, так как многие родители возможно тоже работают дистанционно;
2) Научиться соблюдать привычный распорядок дня: время сна, бодрствования, время для занятий, игр, обед и пр. Резкие изменения в режиме дня могут привести к излишнему напряжению и стрессу;
3) Научиться брать на себя роль педагогов. Родители обязаны ознакомиться с тем материалом или заданиями, который будет выполнять их ребенок (обладать определенными знаниями по данной теме), чтобы в любой момент ответить на вопросы ребенка, помочь при затруднении, объяснить, как выполнять задание. А также проследить, чтоб ребенок не играл исподтишка, не отвлекался, а выполнял задание;
4) Дозировать время на каждое занятие, так как для каждого возрастного периода своя продолжительность занятий, что обусловлено возрастными особенностями ребёнка;
5) Научиться следить не только за выполнением заданий и качеством их выполнения, но менять виды деятельности ребёнка, делать перерывы, физкультминутки, чтоб не перегружать психику ребёнка;
Исходя из всего сказанного, можно выделить как плюсы, так и минусы дистанционного обучения.
Плюсы обучения на дому: ребенок, обучаясь и воспитываясь в комфортной домашней обстановке, находится под постоянным присмотром родителей; находясь дома, у него гораздо меньше шансов заболеть; работая совместно над выполнением заданий, родители и дети тем самым больше общаются, что укрепляет взаимоотношения в семье;
Можно отметь и минусы: ребенку, в силу его возрастных и индивидуальных особенностей не усидчив и капризен, ему необходимо общение со сверстниками и двигательная активность; ома не всегда соблюдается привычный распорядок дня, принятый в детском саду; родители не всегда могут уделить ребенку достаточное количество времени и внимания, потому что сами тоже работают дистанционно; у родителей нет необходимого педагогического опыта, чтобы правильно наладить процесс обучения на дому (делать перерывы, менять виды деятельности, дозировать время на каждое задание);
Таким образом, дистанционное образование позволяет получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от образовательных центров, но только лишь при условии активного участия родителей в педагогическом процессе, а педагоги в свою очередь должны помочь родителям в правильной организации домашнего обучения, так как у родителей недостаточно знаний и опыта в этом вопросе.