воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №29 присмотра и оздоровления»,
г. Мончегорск, Мурманская область
Дорога… словно жизнь. Как в жизни, так и на дороге, никогда не знаешь, что может произойти и за каким поворотом поджидает опасность.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.
Увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последние годы заставляет общественность принимать серьёзные меры по их профилактике. Увеличивается число транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей. Анализ несчастных случаев с детьми показывает, что основными их причинами являются невнимательность и неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки.
Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части
Именно поэтому одной из приоритетных задач работы нашего педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах должно происходить во взаимодействии с семьей. Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, улицах невозможно решить в рамках одного детского сада, поэтому необходимо обеспечить преемственность между ДОУ и семьей.
Наше дошкольное образовательное учреждение осуществляет функцию по целенаправленному комплексному обучению и дошкольников, и их родителей основам безопасного поведения на улице и дороге.
Цели:
• Сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию поведения в дорожно-транспортных ситуациях;
• Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.
Задачи:
• С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
• Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
• Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению;
• Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Для организации обучения правилам дорожного движения мы создали специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды, которая представлена следующими компонентами:
Ø Наглядные пособия;
Ø Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов;
Ø Дорожные знаки нагрудные и переносные;
Ø Дидактические игры;
Ø Настольные игры;
Ø Подвижные игры;
Ø Элементы индивидуализации;
Ø Площадка для изучения ПДД «Островок дорожной азбуки» с нанесенными разметками, павильонами: «Станция техобслуживания» и «Пост ДПС» с выносными дорожными знаками, велосипедами, самокатами, электромобилями. Дети учатся правильно переходить дорогу, регулируемый и нерегулируемый перекрестки, учатся как себя вести на остановке пассажирского транспорта, знакомятся с правилами поведения на дороге велосипедистов.
Для более эффективной работы осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями: мы делаемся их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.
В работе с родителями мы используем:
- Наглядно-информационные формы:
q оформление буклетов;
q выпуск газет;
q фотовыставки;
q демонстрация видео фрагментов организации занятий.
- Информационно-просветительские формы:
q информационные стенды;
q папки-передвижки;
q тематические выставки (фото, детские работы, литература);
q педагогические ширмы;
q доска объявлений;
q сайты.
- Информационно-ознакомительные формы:
q Родительские собрания в виде круглых столов, КВН, викторин, познавательно-игровых конкурсов.
q Консультации, анкетирования, беседы, встречи с инспекторами ГИБДД.
q Составление памяток и советов для родителей.
q Разработка маршрутных листов «Дом - детский сад».
q Обращение к опыту родителей.
q Участие родителей в эстафетах, досугах, развлечениях, выставках и праздниках.
Начиная со старшей группы, разрабатывается маршрут «Дом — детский сад» - со схемой и описанием рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывался с помощью родителей, для этого мы организуем консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, умеет его объяснить.
Педагогами нашего детского сада в системе ведется работа по предупреждению аварийности на транспорте с участием родителей наших воспитанников. Профилактическая работа с родителями проходит через мероприятия: турниры, викторины, КВН, спортивные праздники, акции: «Внимание, дети!», «Мама за рулем», «Детское кресло», «Ребёнок – главный пассажир», квесты. Работа в данном направлении проводится не только в рамках нашего учреждения, но и на муниципальном уровне.
Для поддержания у детей интереса к изучению ПДД, внедряются новые формы работы с детьми и родителями, используя средства информационных технологий.
Ежегодно в ДОУ осуществляется систематический мониторинг успешности организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Воспитатели детского сада регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.
В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Педагоги ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.