Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Здоренко Светлана Анатольевна,
 учитель начальных классов,
 МБОУГ №1,
 г. Светлоград
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников. Перед школой ставится задача: воспитать младшего школьника, как деятельную личность, способную к творческому самовыражению, к поиску решений проблем и к самостоятельной организации своей деятельности.
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», - записано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Из различных источников информации я узнала, что педагоги и психологи подчёркивают, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
 Идея создания в познавательной деятельности и нахождения более эффективных способов решения их, активное вовлечение детей в процесс поисковой деятельности и заинтересованность в результатах, подсказала тему самообразования: «Организация проектно- исследовательской работы в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС НОО».
 Считаю, что там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
Содержательной формой опыта являются две составляющие. Это накопленный годами опыт проектно-исследовательской деятельности и высокая познавательная активность учащихся.
Проектной и исследовательской деятельностью я с детьми занимаюсь более 5 лет. 4 года я веду занятия по внеурочной деятельности. Это курс «Я - исследователь», автор Савенков, система Л.В.Занкова. Каждый год дети защищают свои научно-исследовательские работы на конференциях различного уровня - школьной, районной «Первое открытие», Открытой краевой научно-практической конференции. Работы учащихся опубликованы на сайте для одарённых детей «Алые паруса».
Таким образом, за эти годы я накопила богатый опыт проектной и научно-исследовательской работы, которым хочется поделиться с коллегами.
Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
 Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Оба метода (исследовательский и проектный) близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность, так как в основе методов проектов и исследований лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Они ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Хочу поделиться этапами подготовки к организации проектно- исследовательской деятельности и дальнейшей её реализации.
I этап-1 класс. Задачи обогащения исследовательского опыта ᴨервоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:
в урочной деятельности- коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;
во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем,
выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
II этап-2 класс. Данный этап ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников
в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования,
во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксᴨȇрименты.
III этап-3 и 4 классы. Этот этап ориентирован на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах; осознание логики исследования; развитие исследовательских умений.
В урочной деятельности:мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение,
анкетирование, эксᴨȇримент.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал.
При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, он получает навыки поиска информации в сети Интернет для упрощения поиска. Учащимся начальных классов иногда бывает трудно отсортировать информацию, так как в сети Интернет можно найти как правильную, так и ложную информацию. Здесь наиболее важна помощь учителя и родителей.
Основными прикладными программными продуктами при подготовке научной работы являются системы подготовки текстов, табличные процессоры, системы создания презентаций, графические редакторы.
Умение извлекать из научно-популярной литературы необходимую информацию, осмысливать её, формирует познавательный интерес, развивает самостоятельность учащегося в процессе общения с текстом, учит работать со справочной литературой.
Стараюсь научить детей читать и понимать тексты научно-популярного содержания, так как считаю это одной из важнейших задач в проектной и исследовательской деятельности. Работу с книгами можно проводить и во время уроков, и во внеурочной деятельности, и в семье. На занятиях «Я - исследователь» проводится работа с привлечением научно-популярной и научно-художественной литературы: постоянно организуются выставки книг под рубрикой «Я познаю мир», «Мои любимые энциклопедии, справочники». Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками.
С 2011-12 учебного года в МБОУГ №1 г. Светлограда в рамках внеурочной деятельности в начальных классах был введён курс «Я - исследователь» (автор программы А.И.Савенков).
Цели курса:
1.Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.
2.Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.
Каждый учебный год по данному курсу мною разрабатывается рабочая программа, подбираются к занятиям разнообразные тренинги, упражнения, обогащается словарный запас учащихся.
Считаю, что немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать над исследовательскими работами. Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем.
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
1.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.
3.Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Мне нравится литература, история, биология, и поэтому, наверное, неслучайно и дети выбирают темы исследований в этих сферах.
4.Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Например, тема «Русалки: миф или реальность?».
5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у младшего школьника ограниченна. Не всегда работу можно выполнить быстро, обычно на 1 работу уходит от 2 до 6 месяцев. Есть учащиеся, которые к работе приступают ещё во время летних каникул.
6.Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Так, учащиеся 3-го класса Перепелица Вячеслав и Оганезян Ева взяли тему «Влияние внеурочной деятельности на развитие познавательных интересов учащихся младших классов». С каким удовольствием они собирали материал по теме, но термин «ФГОС», «стандарт» не совсем был им понятен. По мнению взрослых, тема для такого возраста трудновата. Но я считаю, в данной работе не столь важен оказался результат, сколько желание и увлечённость детей.
7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. У четвероклассников возникает желание взять работу из области физики, химии, но материально-техническая база начальной школы, двухсменный режим работы учреждения не позволяют полноценно провести исследования.
8.В решении любой ищем свою “изюминку”. Зачастую нестандартность темы, трудолюбие и энтузиазм учащихся, хорошее качество проведенного исследования позволяют выполнять работы, занимающие призовые места на городских научно-практических конференциях.
Еще важным, на мой взгляд, является написание исследовательской работы. Что же должно присутствовать при проведении исследования с младшими школьниками: актуализация проблемы, определение сферы исследования, выбор темы исследования, выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению, определение последовательности проведения исследования, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка отчета, доклад, обсуждение итогов завершенной работы.
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся: соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы; добровольность выбора темы учащимся; максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования; компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой; уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Как же я обеспечиваю психологический комфорт в образовательной деятельности моих учащихся? Главной целью для меня является воспитание успешного ученика. Мне близки слова великих педагогов Шалвы Амонашвили: «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик».
 В процессе работы формируются у учащихся такие качества личности, которые помогут в будущем состояться во взрослой жизни: интерес к самому себе, самопризнание себя как личности, уважение чужого мнения.
На этапе индивидуальной работы с будущим исследователем нужны диагностические исследования личности ребёнка, определение направлений деятельности.
Социальной направленностью опыта является прежде всего защита и помощь ребёнку, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями (Дом Детского Творчества, Станция Юных Техников, экологический центр, городские детские библиотеки, краеведческий музей, Дома культуры, детская поликлиника, городская администрация).
Реализация моего педагогического опыта стала возможной, потому, что в ней были заинтересованы и учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене, и родители, так как успешная реализация проекта и защита научно-исследовательской работы положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей; и учебное заведение, так как призовые места благоприятно отразится на статистических данных школы.
Подводя итог, отмечу, что в условиях ФГОС НОО организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем.
Работы, выполненные учащимися, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, кругу общения, учатся самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации, и т.д., являются важным звеном в цепи мероприятий по формированию экологической культуры учащихся.
Ещё один «плюс» проектно-исследовательской работы в начальной школе является то, что на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.
Проектно-исследовательская работа с учащимися является трудным, кропотливым, забирает много времени у педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость для меня. С ростом ученика растет и учитель.
Апрель 2020