воспитатель,
МБДОУ «Лесная поляна»,
п. Новый Уоян
«Йога – это полный контроль над различным моделями
и модификациями нашего сознания».
Свами Шивананда.
Свами Шивананда определяет йогу как «гармонию между мыслями, словами и поступками, или, как интеграцию головы, рук и сердца». И. Н. Половцев: «Механизм действия асан по-разному проявляется на различных этапах йоготренировки». Статические позы йоги направлены не только на результат оздоровления, но и на изменение психики и сознания. Вполне возможно, что со временем асаны станут широко использовать для сознательной коррекции характера, развития творческих способностей, направленного формирования заданных черт и качеств личности». Упражнения йоги полезны для коррекции психоэмоционального состояния детей, то есть для гиперактивных и гипоактивных дошкольников.
Применение коррекционно-оздоровительной гимнастики с элементами йоги позволяет детям дошкольного возраста быстро реагировать на новые раздражители и сигналы, они открыты для всего нового и необычного. С педагогической точки зрения, это важно для продолжительного интереса ребенка к предмету и эффективности обучения.
«Йога для дошколят» направлена на:
ü общее укрепление детского организма;
ü осуществление своевременной коррекции опорно-двигательного аппарата;
ü развитие физических качеств (гибкость, выносливость, сила);
ü укрепление иммунной системы.
Особенность коррекционно-оздоровительной гимнастики с использованием элементов йоги состоит в целостности, упорядоченности и гармоничности происходящих при этом в организме адаптационных изменений.
Новизна предложенной программы «Йога для дошколят» заключается ещё и в том, что в процессе выполнения упражнений у детей формируется и совершенствуется система функциональных резервов, повышается способность организма к мобилизации его возможностей, развиваются внутренние ресурсы организма, повышается его стрессоустойчивость. Это в целом способствует сохранению и укреплению не только физического, но и психологического здоровья детей. Эта взаимосвязь является основой любого вида тренинга.
Актуальность.
Забота о здоровье ребенка занимает приоритетные позиции в обществе, так как любой стране нужны здоровые, гармонично развитые, творческие и активные личности.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что ключевой позицией обновления детского сада является охрана и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. В этот период закладываются качества, делающие человека, человеком, появляются его индивидуальные черты. Таким образом, фундаментальной предпосылкой и воспитания, и обучения детей является забота общества об их здоровье.
По данным Института возрастной физиологии РАО на сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 6 - 8%; 80 - 90% детей 6 - 7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья, 18 - 20% детей 6 - 7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья; около 60% детей имеют нарушения речевого развития; около 30% - имеют несформированность ложнокоординированных движений руки и графических движений; около 35% - имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия; более 70% - несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных, сенсомоторных координаций); около 25% - имеют замедленный темп деятельности Медицинские исследования указывают, что 75% заболеваний взрослых людей были заложены в детстве. Пятьдесят процентов детей нуждаются в психокоррекции, находятся в состоянии серьезного психологического неблагополучия, которое является причиной многих соматических заболеваний. В среднем каждый ребенок имеет 54 пропуска по причине болезни или карантина. Возрастает количество детей, страдающих ожирением – в среднем на 1% каждый год (данные приведены по РФ).
В подавляющем большинстве, дети дошкольного возраста страдают дефицитом движения и незакаленностью. Анализ амбулаторных карт детей показал, что процент здоровых детей (имеющих 1 группу здоровья), поступающих в дошкольные учреждения снижается. Актуальной становится задача воспитания интереса к движению, повышения естественной двигательной активности детей, профилактики и своевременной коррекции опорно-двигательного аппарата и других заболеваний.
Мы считаем, что необходимо учитывать новые направления оздоровления детей. Они должны быть реализованы через разные формы двигательной активности на основе новых программ воспитания и обучения дошкольников, в которых бы были четко определены цели и задачи, характеристика возрастных возможностей детей, уровень освоения детьми содержания программы.
При разработке программы были проанализированы различные методики оздоровления (фитнесс – аэробика, каланетика, фитбол – аэробика и др.), отмечены позитивные стороны влияния каждого упражнения (асан) и эффект от выполнения коррекционно-оздоровительных комплексов на детский организм.
Мы считаем, что на сегодняшний день коррекционно-оздоровительные комплексы с элементами йоги являются наиболее эффективным оздоровительным средством против возможного возникновения и развития различных заболеваний. Разработанные коррекционно-оздоровительные комплексы, входящие в программу «Маленькие йоги», влияют не только на физическое состояние здоровья, но и на нравственно-духовное оздоровление личности ребёнка.
Особенности данной образовательной программы. Программа «Йога для дощколят» позволяет решать коррекционно-оздоровитель-ные задачи комплексно. Предлагаемые упражнения комплексов позволяют использовать их частично на физкультурных занятиях (в комплексах ОРУ), могут быть использованы в кружковой работе (корреционно-оздоровительного направления) в полном объеме. Ее может использовать как один специалист (руководитель по физическому воспитанию, воспитатель, родитель), так и в комплексе с другими, например: руководитель ФВ и инструктор по плаванию; руководитель ФВ и воспитатель; руководитель ФВ и родитель; воспитатель и родитель. Разнообразность методического материала позволяет педагогу или родителю выбрать нужный для работы по коррекции и оздоровлению материал.
Программа «Йога для дошколят» коррекционной и оздоровительной направленности, содержит средства оздоровления:
ü элементы йоги, массажа и самомассажа, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики;
ü упражнения на развитие диафрагмального дыхания;
ü пластические этюды;
ü упражнения для укрепления мышечного корсета;
ü ОРУ с утяжелителями; упражнения в парах;
ü игры с элементами валеологии;
ü упражнения для растяжки тазобедренных суставов, мышц бедер и икр, связок ног; упражнения суставной гимнастики; подвижные игры).
Кроме того, программа универсальна, так как она рассчитана для здоровых детей и для детей часто болеющих, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и другие сопутствующие заболевания.
Обучение позам (асан) йоги - их терапевтическая направленность призвана существенно, повысить готовность выпускника ДОУ к жизни на следующем этапе онтогенеза и дальнейшему обучению в школе, развить и укрепить его жизненные силы, индивидуальные способности, самостоятельность и мотивацию к ведению здорового образа жизни, повысить реальный уровень его здоровья. С помощью йоги решаются лечебные и профилактические задачи. Статические упражнения целиком построены на позах хатха-йоги, их широко используют и внедряют при лечении распространенных заболеваний, таких как: нарушение осанки, плоскостопие, головные боли, стресс, а в дальнейшем остеохондроз, бессонница и др. Упражнения йоги наиболее легки и доступны для детского восприятия, т. к. названия поз (асан) являются образными. Дети легко переходят от ассоциации к выполнению.
Использование музыки, с помощью которой проводиться эмоциональный тренинг, приводит к улучшению психического и физического развития ребенка.
Педагогическая целесообразность.
Программа «Йога для дошколят» является составной частью воспитательно-образовательного процесса и содействует развитию физических качеств, способствует сохранению психофизического здоровья дошкольников и адаптации к школе.
Подготовка будущих школьников к статическим нагрузкам – адаптация и тренировка сенсомоторных функций – осуществляется во время выполнения асан (поз). Скелетная мускулатура при выполнении различных поз подвергается нагрузкам в виде продолжительных изометрических сокращений, что является стимулом для роста мышечной силы. Помимо роста силы происходят следующие адаптационные процессы в мышцах:
ü развиваются тонические мышцы, а при увеличении именно этих волокон утомляемость мышцы снижается, способность к длительной работе (выносливость) возрастает;
ü рост мышечных волокон вызывает образование дополнительных капилляров, улучшающих кровоток и обмен веществ в целом.
ü При выполнении коррекционно-оздоровительной гимнастики с элементами йоги у детей:
ü укрепляется иммунная система
ü уменьшается подверженность организма к стрессу;
ü улучшается тонус тела;
ü улучшается осанка;
ü улучшается гибкость, удлиняются мышцы без лишнего объема;
ü укрепляется мускулатура;
ü происходит естественное снижение веса (у детей с избытком массы тела).
Цель программы:
Оздоровление и укрепление физического и психического здоровья детей, через развитие двигательных навыков и физических качеств.
Задачи программы:
1.Оздоровительные:
ü укреплять и развивать сердечнососудистую, дыхательную, нервную системы организма;
ü повышать общую работоспособность и выносливость организма;
ü прививать навыки самомассажа;
ü развивать гибкость и подвижность суставов, силу и выносливость, координацию движений;
ü формировать потребности в двигательной активности;
ü осуществлять профилактику нарушений ОДА, зрения, простудных заболеваний.
2.Образовательные:
ü укреплять мышечный корсет всего организма;
ü развивать навыки правильного дыхания;
ü развивать сенсорные и моторные функции;
ü развивать интеллектуальные функции (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
ü формирование элементарных знаний о своём организме, роли физических упражнений, способах укрепления собственного здоровья.
3.Воспитательные:
ü воспитывать эмоционально – положительное отношение к физкультурным занятиям;
ü формировать гармонично развитую личность;
ü учить преодолевать трудности физического характера, проявлять терпение и выносливость;
ü учить контролировать чрезмерное возбуждение и раздражительность, адекватно выражать свои чувства, принимать во внимание интересы и эмоции сверстников;
ü развивать эмоционально-волевую сферу, игровую деятельность.
Все задачи реализуются с учетом возрастных особенностей детей, уровня их физического и психического развития.
Формы и режим занятий.
Форма работы носит индивидуальную или групповую оздоровительно-тренирующую и коррекционную направленность.
Упражнения разучиваются на физкультурных занятиях под руководством руководителя физического воспитания.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Группа детей делятся на две подгруппы, в первую входят дети, требующие дополнительную коррекционно-оздоровительную и развивающую помощь, во вторую входят дети с высоким уровнем развития физических качеств.
Продолжительность одного занятия 30 - 35 минут
Комплекс коррекционно-оздоровительной гимнастики состоит из трех частей:
1. Разминка, динамические упражнения (выполняются стоя);
2. Позы, суставная гимнастика, самомассаж, дыхательные упражнения (выполняются в положении стоя, сидя и лежа);
3. Позы (в положении сидя или лежа), общая релаксация (выполняется лежа), упражнения на дыхание (в положении лежа).
В комплексах используются упражнения, направленные на восстановление контакта с собственным телом, фрагменты техник связанные со снятием телесных и психоэмоцональных напряжений. Это особенно важно на фоне интенсивного ритма жизни и плотного информационного потока, в который вовлечены наши дети. Организм способен сопротивляться воздействию негативных факторов среды и имеет достаточный запас прочности.
При выполнении асан ребенок сам устанавливает продолжительность и величину напряжения для каждого упражнения, исходя из состояния своего организма и настроения. Это позволяет избежать перегрузок, задержки и сбоя дыхания. Постепенно дети наращивают нагрузку от занятия к занятию по мере улучшения функциональной способности того или иного органа или системы (увеличение подвижности суставов, гибкости позвоночника, растяжения мышц, задержки дыхания и т. д.). Можно допускать только краткие напряжения не дольше выдоха (5сек.). После выполнения упражнения необходимо обеспечить пребывание ребенка в устойчивом и свободном положении (и.п. – стоя с расслабленными ногами и опущенными руками) на протяжении счета 1-2-3-4, произносимого про себя. Этот перерыв нужен детям для восстановления частоты дыхания и подготовки к повторному выполнению упражнения. Вдох – через нос. Выдох – ртом. В результате ребенок довольно быстро начинает ощущать улучшение общего самочувствия, а тренировка в режиме комплексности обеспечивает оптимальную адаптацию.
Необходимо добиваться осмысленного выполнения упражнений (асан). При выполнении асаны (позы) сообщать детям о целенаправленности ее воздействия на определенный орган, о пользе и значении в укреплении здоровья. Необходимо умело создавать у детей установки на познание и оздоровление.
Педагог закрепляет и совершенствует разученные упражнения в любое время в удобном месте (в свободной деятельности, на утренней гимнастике, во время физ. минуток и т.д.) индивидуально или всей группой. При этом педагогу не обязательно делать упражнение самому. Достаточно предложить выполнить несколько подражательных упражнений (асан), демонстрируя картинку или фото, сопровождая действия коротким стихотворением. Ребенок, хорошо освоивший подражательное упражнение, способен обучать своих родителей, выполняя разученные позы дома.
Медицинское сопровождение осуществляет врач-педиатр ДОУ и старшая медсестра, педагог-психолог наблюдает за психологическим климатом. Контроль за педагогическим процессом осуществляет заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Ожидаемые результаты.
ü Повышение уровня психофизического развития детей;
ü Функций дыхания, сердечнососудистой и нервной системы организма;
ü Повышение общей работоспособности и выносливости организма, укрепление иммунной системы;
ü Снижение заболеваемости, улучшение состояния здоровья детей, профилактика и своевременная коррекция опорно-двигательного аппарата (ОДА), увеличение жизненной емкости лёгких (ЖЕЛ), гибкости, статической силы, общей выносливости;
ü Повышение интереса детей к естественной двигательной активности.
Оценка результатов проводится в форме тестирования.
1. По антропометрическим данным:
ü динамометрия;
ü спирометрия.
2. Тесты:
ü гибкость;
ü статическая сила;
ü выносливость.
По результатам тестов определяется эффективность и результативность коррекционно-оздоровительной работы. Тестирование проводится с учетом возраста и пола ребенка, два раза в течение учебного года (сентябрь, май), по пяти обязательным тестам. Промежуточный срез (январь) проводится для детей показавших низкий уровень развития физических качеств в начале учебного года. Характеристика тестовых упражнений
Тест №1. «Наклон вперед, сидя» (для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов)
Ребенок садится на пол, ноги врозь, расстояние между стопами строго 20 см, лицом к опоре, упирается пятками в боковые стойки опоры (это поможет ребенку сохранить прямые ноги при наклоне без посторонней помощи). Между ног располагается линейка (вертикально вверх делением). Нулевая отметка находится на уровне пяток ребенка. По команде ребенок выполняет наклон вперед, не сгибая колени, скользя пальцами по линейке. При необходимости инструктор может фиксировать колени ребенка, не позволяя их сгибать во время наклона. Наклон выполняется медленно с фиксацией в крайней точке наклона не менее 2 секунд. Лучший результат – максимально возможная цифра, до которой дотянется ребенок, засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1 см. Если ребенок смог дотянуться до уровня стоп то показание записывается со знаком (-), если же ребенок дотянулся за уровень стоп, то показатель записывается со знаком (+). Для экспресс – тестирования тест можно проводить одновременно с 4- 5 детьми.
Тест № 2. «Вис на перекладине» (для оценки статической выносливости и силы мышц верхнего плечевого пояса)
После принятия исходного положения в висе на перекладине с максимально согнутыми руками, подбородок расположен выше перекладины, но не касается ее и, не помогая удерживать в висе, включают секундомер. Оценивается максимально возможное время. В течение, которого ребенок сможет удержаться в висе на руках. Секундомер останавливают в тот момент, когда ребенок опускает подбородок ниже уровня перекладины. Для детей до 4 лет в связи с возрастными особенностями разрешается исходное положение в висе, держась за перекладину на уровне глаз (подбородок ниже перекладины). Разрешается вторая попытка.
Тест№3. «Бег на 120 и 150 метров» (для определения физической работоспособности и скоростной выносливости)
Дети, для того, чтобы правильно распределить свои силы на дистанции, должны до дня тестирования хотя бы один раз пробежать эту дистанцию на время. Дети 6 лет – 120 метров, 7 лет – 150 метров. Для начального обучения преподаватель пробегает с детьми эту дистанцию с целью задать детям правильный ритм бега. При наличии площадки маленькой длины разрешается проводить бег, пробегая указанную дистанцию с поворотом (туда и назад). В этом случае при каждом повороте от полученного результата вычитают 1 секунду (коррекция на поворот). Разрешается вторая попытка.
Тест № 4. Жизненная емкость легких.
Проводится медицинскими работниками МБДОУ.
Тест 5. Частота простудных заболеваний в течение года.