учитель начальных классов,
МОУ СШ № 113,
г. Волгоград
Великий гуманист и педагог Ж.-Ж.Руссо сказал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Я считаю, что одной из важнейших задач учителя начальных классов на сегодня является миссия научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы они могли ими пользоваться на протяжении всей своей жизни.
Я стараюсь строить свои уроки, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить своё здоровье? Для этого я использую приёмы здоровьесберегающих технологий.
Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
а) вступление в новый рабочий день
С самых первых дней обучения в школе, для того чтобы настроить учеников на позитивный лад, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!». У нас сложился свой обычай для хорошего начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорим такие слова:
Придумано просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
Мы проснулись! Мы здоровы!
И к работе мы готовы!
б) создание ситуации выбора и успеха
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Мне необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы, испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, непринуждённую обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Для этого я использую такие приёмы:
1). Создание у ребёнка субъективного переживания успеха
- снятие страха («Ничего страшного»);
- авансирование («Ты сможешь»);
- внушение («Приступай же»);
- высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
- усиление мотивации («Нам это нужно для …»).
2). Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:
- ошибки – это нормальное и нужное явление, мы учимся;
- формирование веры в успех;
- отметка достижений;
- концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.
Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока с одноклассниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятного, стараются найти выход из затруднительного положения на уроке, что говорит о снижении тревожности и повышения самооценки учащихся.
в) организация учебного сотрудничества
В своей работе использую и приёмы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. Участвуя в групповой работе, ребёнок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здорового образа жизни.
Например, учащимся даётся задание: составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, устойчивых выражений о здоровье и здоровом образе жизни, а дети с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляется в виде стенда «Мы за здоровый образ жизни!». Аналогичную работу можно провести и по теме «Азбука безопасного поведения». Работая в группах, дети составляют правила безопасного поведения в разных ситуациях (при пожаре, при захвате террористами, при движении по улицам, при обращении с электроприборами, во время природных катастроф и т.п.) и оформляют свою работу в виде проекта.
Использую различные физкультминутки для снятия напряжения и сохранения здоровья как на уроках, так и во внеурочной деятельности:
- физкультминутки под музыку;
- упражнения, корректирующие осанку;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- массаж пальчиков, подготовка к письменной работе и т. д.
Активно применяю здоровьесберегающие технологии на различных уроках. Например, на уроке русского языка.
- Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам сохранить наше здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да, и нет) Почему?
- Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и сохранять наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают разные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)
Обязательно на уроке использую работу с пословицами о здоровом образе жизни (Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт и т.п.).
Урок литературного чтения
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
Сказка «Морозко». Учащиеся легко и охотно приходят к выводу, что Настенька замёрзла, потому что на ней не было тёплой одежды. Вывод: всегда нужно одеваться по сезону, чтобы не заболеть.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чему учит сказка? Для питья можно использовать только чистую воду, в открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить. Даже в прозрачной воде могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, вызывающие кишечные заболевания. Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данной ситуации, формулируют правила предупреждения кишечных заболеваний.
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». Дети узнают, что работник Балда – за правильное питание: «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,… есть же мне давай варёную полбу…». Оказывается, в зёрнах полбы содержится больше протеина, чем в обычной пшенице. Вот какая полезная каша! Будешь есть кашу, вырастишь сильным и здоровым!
Урок математики
Задача. Серёжа на празднике съел 8 конфет, а Коля на 2 меньше. Сколько конфет съели оба мальчика? (Дети составляют краткую запись задачи и записывают решение задачи) По ходу работы с задачей спрашиваю: можно ли съедать так много конфет? Почему? Какое правило надо соблюдать?
Говоря о применении здоровьесберегающих технологий, нельзя не упомянуть работу, направленную на формирование навыков правильного питания. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению заданий. Работа в этом направлении проводится как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Например, рассматривая на внеклассном занятии тему «Как правильно питаться», разделились по группам и распределили следующие задания: «Пища – строительный материал», «Пища, которая помогает нам расти», «Пища, которая даёт нам энергию», «Для чего жиры нужны», «Где скрываются белки». В результате подготовки материала и выступлений у ребят сложилось полное представление о том, как следует правильно питаться.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Сравнивая результаты медицинских осмотров, я увидела, что показатели здоровья детей не ухудшились.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность учащихся начальных классов, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.