воспитатель,
ГБОУ ООШ №11 СП «Детский сад «Лужайка»,
г. Новокуйбышевск
Считаю данную тему актуальной, так как через речевую игру взрослый может помочь ребенку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них, развить индивидуальность каждого ребенка.
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Цель: Формирование качеств личности ребенка через речевые игры, способствующие успешной индивидуализации.
Для реализации цели поставила перед собой следующие задачи:
1. Обогащать словарь ребенка.
2. Сформировать у детей желание общаться друг с другом.
3. Развивать речевое дыхание у детей.
4. Обеспечивать эмоциональное благополучие младших дошкольников путем взаимодействия с родителями.
5. Повышать свой профессиональный уровень.
Всем известно, что ФГОС ДО, является поддержкой индивидуальности и инициативы детей. Индивидуализация получается за счет учета личного опыта развития ребенка и участия в разных видах деятельности, которые помогали бы каждому ребенку стать лучше во всем. Задача педагога, принять решение и определить на какой ступени развития находится ребенок, и предпринять соответствующие действия.
Индивидуализация – главная цель, потому что, индивидуальный подход, помогает наиболее лучше реализовать программу обучения. Индивидуализация учитывает возраст, способности, предпочтения ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом ребенок ощущает свою значимость и приобретает уверенность в своих силах.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4.- раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
- образовательная деятельность строится на личности каждого ребенка, который сам является главным в выборе своего пути (далее – индивидуализация дошкольного образования)
- оказание помощи в развитии инициативы ребенка в различных видах деятельности
- дошкольное образование соответствует возрасту и особенностям развития каждого ребенка.
Для развития качеств личности в центр ставлю самого ребенка, принимая на себя роль партнера и помощника. Применяю в практике своей работы технологии проектной деятельности, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные. Особое внимание уделяю технологии личностно-ориентированного подхода, так как считаю ее эффективной для развития индивидуализации ребенка. Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, отношение к ребенку как к сознательному и полноправному участнику воспитательного процесса.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Считаю первые дни ребенка в детском саду самыми важными, так как в этот период закладываются основы моего взаимодействия с воспитанниками и детей друг с другом. Каждое утро мы играем в игры:
«Расскажи мне как?» Цель: развитие умения детей в использовании вежливых слов «Добрый вечер», «Будьте любезны», «Разрешите спросить».
«Добрые глаза». Цель: обучение использовать при общении свои эмоции и выражение своего лица
«Пожми руку». Цель: упражнение детей в использовании различных форм приветствия.
«Скажи ласковое слово». Цель: развитие умения детей в использовании ласковых слов «Красивая», «Умная», «Веселый».
В нашем дошкольном учреждении есть логопед, она подбирает для детей речевые игры, дает консультации для родителей и воспитателей. В игре хорошо видны и могут сформироваться стороны психического развития ребенка. Роли, которые получил ребенок в игре помогут, обогатить его как личность.
Мной были подобраны дидактические игры для развития речи именно такие:
«Семейные занятия» с целью закрепление у детей знания о семье.
«Веселый паровоз» с целью закрепления животных и их детенышей.
«Кто больше заметит небылиц?» с целью замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Учитывая индивидуальность каждого ребенка, его способности и умения, это легко использовать в игре. И выделить каждого ребенка в игре и этим поднять его самооценку в умении общаться с другими детьми и взрослыми.
Когда каждый из детей находит в группе место для своего занятия – индивидуализация, она появилась сама собой. И поэтому перед воспитателем стоит необходимость подобрать развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность ребенка в выборе занятий для развития своей речи. Мы должны лишь натолкнуть ребенка и помочь ему в этом.
В нашей группе есть специальное место для индивидуальных занятий по развитию речи – речевой уголок. Главное – это оформление места для индивидуальной работы с детьми его доступность для каждого. Здесь есть все, что может быть понадобиться ребенку для развития речи. Доступны дидактические, иллюстративные материалы. Детям интересны кубики – говорилки, игры с прищепками, зеркальца. Ребенок может индивидуально для себя подобрать настольную игру и игру для развития дыхания.
Я хочу рассказать о тех играх, которые я использую в своей работе с младшими дошкольниками.
Цель этих игр: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
"Поможем цветочкам"
Ход игры. На цветочках лежат кусочки ваты, педагог объясняет, что это снег, и цветы "замерзли". Чтобы им помочь, "снежинки" нужно сдуть.
"Бабочка, лети!"
На ладошке у ребенка бабочка; воспитатель предлагает поиграть с ними, подуть, посмотреть, как полетит бабочка.
"Веселые качели"
На веревочках предметы разные по весу (перышко, колокольчик, бусинки и т. д.). Ребенку предлагается подуть на них, чтобы предмет закачался.
Также в своей работе я использую мыльные пузыри, султанчики, вертушки.
Детям так же доступны театрализованные игры: на стаканчиках, пальчиковый театр, театр на ложках, которые помогают обыгрывать сказки и активизируют речь (Теремок, Волк и козлята, Бабушка-загадушка, Заюшкина избушка).
Совместно с воспитателем дети любят играть в словесные игры, выполнять гимнастику для языка и дыхания.
«Лопатка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот.
«Полакаем, как котенок» - Рот открыт. Губы в улыбке. Высовывать изо рта и втягивать обратно широкий язык, совершая лакательные движения в течение 5—7 сек.
«Нюхаем цветочки» - Руки перед собой, сжатые в кулак, представляем, что в одной руке ромашка, а в другой одуванчик. На «раз» — дети нюхают ромашку, на «два» - сдувают одуванчик.
Все это, постепенно развивает речь ребенка. Дети самостоятельно составляют небольшие рассказы по картинкам, рассказывают о природе и о своей жизни.
Я помогаю ребенку общаться со сверстниками с помощью небольших поручений (помоги, поблагодари, позови играть с собой).
Вся эта работа помогает развить речь ребенка. Индивидуализация в этом, несомненно, играет немалую роль, развивая и выделяя яркость и самостоятельность ребенка из его окружения.
До поступления ребенка в детский сад использую различные формы работы с родителями: индивидуальные беседы, обзорные экскурсии по группе и консультирования по подготовке ребенка к детскому саду.
Мы будем развивать наших детей если:
- перед детьми стоит интересная задача, которую надо решить.
- дети решают речевые задания, даже не подозревая об этом.
И мы воспитатели должны быть для наших детей помощником, лучшим другом, которым поможет стать им полноценным членом нашего общества
В дошкольном возрасте заложены огромные возможности в каждом ребенке, нужно только вовремя разглядеть и помочь развить их. Мы воспитатели, совместно с семьей, постоянно должны обеспечивать психологическое и эмоциональное благополучие для общения детей между собой, уважать и любить их такими, какие они есть.
Благодаря выстроенной системе работы с детьми удалось добиться стабильно положительных результатов.
В будущем планирую повышать свою квалификацию путем прохождения курсов профессиональной переподготовки, распространять и обобщать педагогический опыт через сеть интернет, СМИ, участвовать в конкурсах различного уровня и другие формы обучения, пополнять развивающую среду группы.