методист, педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Центр развития и творчества»,
Муниципальный район город Нея и Нейский район
Костромской области
«Кто умеет веселиться,
Кто без дела не сидит,
Кто желает всему научиться,
Для тех Город Мастеров открыт».
Одним из приоритетных направлений развития нашего государства является забота о детях. В основу организации воспитательной работы с детьми положена пропаганда здорового образа жизни, организация различных форм оздоровления и отдыха. Оздоровление включает в себя комплекс мероприятий, направленных на стимулирование физического воспитания и творческого развития детей. Рост неблагополучных и малообеспеченных семей, ухудшение состояния здоровья детей, безработица, рост детской преступности и наркомании свидетельствуют об острой необходимости создания оздоровительных лагерей, как на базе школ, так и на базе учреждений дополнительного образования. В городе есть необходимость организации занятости детей среднего звена и продолжение работы по развитию творческих способностей детей и организации занятий по интересам.
На протяжении многих лет в МБУ ДО «Центр развития и творчества» работает оздоровительный профильный лагерь «Город Мастеров» с дневным пребыванием детей. Здесь отдыхают ребята, которые в течение учебного года занимаются в кружках, творческих объединениях Центра. Каждый день пребывания в лагере для них — яркий, веселый, запоминающийся и неповторимый.
Программа летней смены дневного пребывания спроектирована исходя из социального заказа родителей и потребностей обучающихся, с учетом методического, кадрового и материально- технического обеспечения центра, и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Ø Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Ø Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Ø Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. n 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Ø Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята Ген.Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г.
Ø «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяющую различные направления оздоровления и отдыха детей.
Основной целью программы является создание благоприятных психолого-педагогических условий для всестороннего развития детей и подростков.
Задачи организации работы лагеря:
Gсоздание условий для активного отдыха детей и подростков, их духовного и физического развития;
G организации оздоровления детей через сбалансированное питание и общефизическую подготовку;
G приобщение детей к различным видам творчества; развитие индивидуальных, творческих способностей детей через включение ребёнка в различные виды деятельности;
G воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
G сохранение ориентации на создание условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире;
Gсоздание мотивации на здоровый образ жизни;
Gукреплять связь семьи, общественности, образовательных учреждений, культуры, микросоциума, ГИБДД, в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
По своей направленности программа является комплексной и основывается на следующих идеях:
- организация познавательно-развивающего и оздоровительного отдыха детей;
- воспитание личности ребенка, основываясь на историческом культурном наследии и достижениях человечества;
- развития навыков самовыражения детей в системе социальных отношений и создание условий для освоения детьми комплекса новых видов деятельности;
- закрепление общечеловеческих ценностей и идеалов в коллективе с учетом личностных интересов и потребностей.
Несмотря на то, что в основу данной программы положено сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для здорового образа жизни в период летних каникул, она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, в том числе техническое творчество.
Таким образом, новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной, духовно-нравственной и гражданско-патриотической деятельности обучающихся посредством приобщения детей к получению новых знаний, приобретению навыков и жизненного опыта.
По продолжительности программа является краткосрочной, и реализуется в период летних каникул.
Профильный лагерь „Город Мастеров” является формой образовательной и оздоровительной деятельности с детьми 7-15 лет (преимущественно из малообеспеченных семей), стремящимися использовать предоставленные им возможности для приобретения и развития практических умений и навыков в творческой работе, для формирования навыков коллективной деятельности.
Программа является комплексной и вариативной, так как может быть изменена в зависимости от состава детей, их возраста, наклонностей. А также может быть изменено содержание занятий кружков с учётом личностных интересов и увлечений.
Программа адаптирована к условиям работы МБУ ДО «ЦРТ» и к местным условиям (рабочий микрорайон, многие дети живут в неблагополучных, малообеспеченных семьях).
Деятельность оздоровительного лагеря основывается на принципах безопасности жизни и здоровья ребенка, защиты его права на полноценный отдых, социальной защищенности детства в период отдыха, приоритета индивидуальных интересов и свободы выбора детьми и их родителями формы проведения каникул.
Все мероприятия, реализуемые в рамках программы лагеря, направлены на снятие физического и психологического напряжения детского и подросткового организма, накопившегося за учебный год, обеспечение максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создание условий для нормального умственного и физического совершенствования.
Основными в организации воспитательной деятельности летней смены являются принципы:
- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
- личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением
социальных норм и правил;
- гуманного характера отношений и оздоровительно-образователь-ных программ;
- конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
- единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.
Научно-педагогической основой организации воспитательного процесса являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых - уникальная целостная личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач.
Организационная структура
Дети комплектуются в разновозрастные отряды. Ребятам любого возраста очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты — все это ребята придумывают с удовольствием. Во время проведения летней смены дети становятся жителями Города Мастеров. В первый день (организационный) все жители делятся на две команды и занимают свои дома. Дома они выбирают хозяйку (или хозяина) путём обсуждения или голосования. Совместно дети выбирают название своего „дома”, девиз, приветствие „соседям” и „гостям”. Подготавливают свой дом для комфортного проживания во время смены: расставляют мебель, готовя места для отдыха и работы, оформляют дом цветами, рисунками и фотографиями. Одним из любимых мероприятий детей лагеря является открытие смены «Смотр отрядов», где каждый отряд представляет свое название, девиз, речевку, песню, стенгазету (отрядный уголок) и отрядный номер. По итогам смотра отряды награждаются дипломами победителей.
Каждое утро начинается с зарядки, которую под веселую энергичную музыку проводит вожатый. Причем зарядка в лагере «Город мастеров» — это не только набор физических упражнений, необходимых для полного пробуждения, но и эмоциональная пятиминутка, которая заряжает положительной энергией и хорошим настроением на целый день. В конце смены проходит награждение вожатых и отрядов по номинациям «Самая веселая зарядка», «Самая танцевальная зарядка», «Самая спортивная зарядка» и т.д.
Коллектив начинает формироваться с момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие проходит на высоком эмоциональном уровне, то создаются предпосылки к созданию здорового, крепкого коллектива. Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Поэтому в первый день проводится коммуникативная игра «Давайте познакомимся». В этой ситуации массового знакомства очень важно дать понять детям, что им здесь очень рады, что принимают их именно такими, какие они есть, что от всей души взрослые радуются их первым успехам и готовы помочь в любую минуту. И в течение дня проводятся игры на знакомство и сплочение коллектива. Игра является одним из средств поднятия и поддержания на высоком эмоциональном уровне общение детей. В течение всей смены лагеря проводятся игры различного характера. Это игры на выявление лидера, на взаимодействие, сюжетно-ролевые, подвижные, развивающие, интеллектуальные игры, игры-шутки, игры-конкурсы, игры-эстафеты и т.д.
Во время проведения смены с детьми ежедневно проводятся мероприятия и работают кружки по выбору детей. К мероприятиям дети готовятся во время „домашних хлопот”, готовят костюмы, выполняют все „домашние задания”.
В конце дня все жители Города Мастеров собираются на линейку на подведение итогов. И дом, который отличился в течение дня (победили в конкурсе, не нарушали правил, соблюдали чистоту и так далее) получают „домик”. Таким образом, каждая команда строит „улицу”. У какой команды улица длиннее к концу смены, та и будет победителем.
Между соседними „домами” оформлена „Доска объявлений”, в которой можно найти всю информацию по лагерю: законы и девиз жителей „города”, списки „жильцов”, расписание работы кружков, сетку мероприятий и меню.
По окончанию лагерной смены в „Городе Мастеров” проходит праздник «Наши руки не знают скуки». Лучшие мастера представляют свои изделия на выставку. На праздник приглашаются ветераны и участники Великой отечественной войны, труженики тыла. И работы лучших мастеров дарятся гостям праздника.
В последний день работы лагеря проводится торжественное закрытие смены, на котором ребятам вручаются дипломы, грамоты и призы за победу в конкурсах и активное участие в жизни лагеря. Мэр Города Мастеров – зам. директора ЦРТ – каждому жителю на закрытии смены вручает грамоты и подарки, подготовленные индивидуально для каждого (кто-то отмечен за трудолюбие, умение контактировать, за артистизм, за хозяйственность, доброту и так далее).
Педагоги во время всей смены выполняют роль наставников, становятся ведущими различных программ, организуют детей на линейку, „гуляют” с детьми по улицам „города”, ходят в „гости”. Чтобы детям было интересно отдыхать, а педагогам работать, каждый день спланирован буквально по минутам. Например, с целью привлечения интереса детей к профессии пожарного, спасателя и формирования у них навыков противопожарной безопасности, организовывается участие воспитанников лагеря в мероприятиях по пожарной безопасности. Ребята участвуют в конкурсе «Огонь-друг, огонь-враг», а также ходят на экскурсию в пожарную часть, где обычно с ними проводят беседу по пожарной безопасности, рассказывают об оснащении пожарной техники, научат надевать специальное снаряжение, показывают медицинский кабинет, оснащенный необходимым инвентарем для тренировки пожарных по спасению человеческих жизней, учебные классы и многое другое. Также несколько раз в неделю проводятся мероприятия, способствующие укреплению физического здоровья и физическому совершенствованию. Это турниры по бадминтону, пионерболу, теннису, дартсу, спортивная игра «Веселые эстафеты», «Мой весёлый звонкий мяч», и многое другое.
В течение смены предусмотрены и такие мероприятия, которые способствуют созданию благоприятной среды для здорового общения и эмоционального развития, для становления активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, а также развития фантазии творческих способностей детей. Это конкурсно-игровая программа по правилам хорошего тона «По страницам этикета», экскурсия по родному городу «Я и мой город», возложение венков к памятнику солдату и «Реквием памяти», игровая программа «Я -Умелец», конкурсно-игровая программа «Цветное ассорти», посещение Нейского краеведческого музея, игровая программа по ПДД с привлечением работника ГИБДД «К друг другу идем на День рождения, соблюдая правила движения».
Большая роль в работе профильной смены лагеря отводится творчеству. В течение смены дети посещают кружки начального технического моделирования «Самоделкин», «Умелец» (выпиливание лобзиком), плетения из бересты, росписи по дереву, макраме. В рамках празднования Всероссийского Дня изобретателя проводится выставка технического творчества детей «Наши руки не знают скуки», где обучающиеся демонстрируют и защищают свои творческие работы.
Самым достоверным показателем хорошей работы является настроение детей. Свои впечатления от пребывания в лагере ребята описывают в книге отзывов и предложений. Теперь юные техники с нетерпением ждут следующего лета, чтобы вновь прийти в свой любимый лагерь «Город Мастеров».
Работа нашего лагеря регулярно освещается на страницах муниципальной газеты «Нейские вести», а также на сайте МБУ ДО «ЦРТ»: https://www.eduportal44.ru/Neya/CentrRT.