воспитатель,
МБДОУ ВМР «Дубровский детский сад»,
Вологодский район, п. Дубровское
Интернет подарил нам новое восприятие мира. Мы вообще стали жить по-другому, больше сидеть, меньше двигаться, больше узнавать, наконец, чувствовать комфорт во всех его проявлениях. Трудно не согласиться с тем, что интернет – это мир, в котором можно жить. Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий. Время стало нестись со скоростью звука. Вчерашние дети росли, трудились за учебниками, ночи напролет готовясь к экзаменам. Не всегда жизнь приносила приятные сюрпризы. Дети менялись, и менялась сама жизнь. И вот уже стали появляться первые мобильные телефоны. Компьютер постепенно заменил собой все – сейчас пустеют библиотеки. Уже не встретишь на улицах детей, играющих с деревянными палками в мушкетеров. Все это стало не модным. Интернет в нашей жизни стал заменять собой другие источники информации, способы развлечения. Да и зачем детям играть в «дочки-матери» или воображать себя мушкетерами, если с помощью компьютера они могут стать властелинами вселенной или же обладать собственным виртуальным домом? Трудно представить повседневность и взрослым без мобильных телефонов. Гаджетов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются. Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации, дистанционного обучения, просвещения. Но Internet, как верно заметил преподаватель одного из московских вузов, можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества. В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных. Для информационной среды любой системы образования основным средством ИКТ является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение. Широкое распространение в современных образовательных системах получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Применение ИКТ позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. А также, средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход.
Современный воспитатель должен не только сам уметь хорошо владеть компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и уметь разнообразить занятия и активно использовать их в своей педагогической деятельности. Только педагог, который с радостью познает сам что-то новое и привносит это в свою работу, умело сочетая традиционные и современные методы обучения, может стать по-настоящему интересным детям и проводить занятия не только познавательно, но и с увлечением. Целью работы при использовании ИКТ в дошкольных учреждениях, является, повышение интереса, качества образования.
Задачами воспитателя при разработке современного занятия с использованием компьютерных технологий являются:
· систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
· разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
· расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
· подготовка банка дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
· создание комплексной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, которая гармонично сочетает традиционные и современные занятия с детьми.
Использование ИКТ на занятиях выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Проведение нетрадиционных занятий в ДОУ с использованием ИКТ имеет множество преимуществ:
· дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
· позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
· использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
· с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
· занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
· высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
· компактно хранить большие объемы информации;
·
легко проводить интегрированные занятия и занятия в игровой форме; представлять детям информацию сразу в нескольких видах (звуковую, визуализированную).
Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что педагог должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.
Применение различных средств ИКТ в образовательном процессе может привести как к позитивным, так и негативным последствиям. В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; - в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet. Использование ИКТ во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:
- ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);
- ряд психолого-педагогических проблем (не отфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);
- снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей. Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;
- недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.
А также, «минусами» применения ИКТ являются:
– возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
В связи с распространением эпидемии COVID-2019 и введением карантина, возникла необходимость в переходе на дистанционное обучение, где выявились плюсы и минусы этой системы. Дети, в отличие от учителей старшего поколения, как минимум, последние 20 лет осваивают компьютерную грамоту задолго до прихода в первый класс. Уверенно владеют ПК и молодые учителя. Чего нельзя сказать о педагогах так называемой «старой закалки». Компьютерная безграмотность учителей, чья молодость прошла до появления интернета и компьютеров в каждой семье, это настоящая проблема, которую можно было решить уже давно, без дополнительных усилий и «директив сверху». И если уж говорить совсем честно, то это проблема не столько государственного масштаба, сколько отдельно взятых учителей, которые не хотят работать над собой и учиться новому. Они не могут перестроиться и понять, что эпоху цифровизации уже не повернуть вспять, а знаменитая «формула» К. Д. Ушинского, что учитель «остается учителем до тех пор, пока учится» — уже не крылатое выражение, а основной принцип педагогики. Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с «продвинутым» первоклашкой выглядит несколько нелепо. А если принять во внимание сухие цифры статистики, то сложившаяся ситуация с компьютерной грамотностью учителей выглядит печально.
Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения:
1 Многодетные семьи и учительские семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.
2 В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15–20% присутствующих.
3 Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение, многие из них не различают дистанционное и электронное обучение.
4 Сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельного образования.
5 Методы, используемые в определённых предметах (физика, математика), где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником (собрать экспериментальную установку, выполнить построение циркулем), оказываются неэффективными при дистанционном обучении.
6 Ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходится тратить на техническую организацию урока. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.
7 Из дистанционного обучения практически вылетают дети с ОВЗ, особенно гиперактивные дети.
8 Односложные ответы учеников. Трудности в формировании связного монологического высказывания ученика.
9 Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач.
10 Очевидно, требуется сайт для управления процессом дистанционного обучения.
Да, прогресс не остановить... Пока невозможно определить все те плюсы и минусы, которые принес в нашу жизнь компьютер, подключенный к интернет. Они будут появляться в процессе всей жизни современного человека. И, будет ли интернет являться в жизни человека добром или злом зависит от самого индивида. Ведь если он выбирает для себя зависимость или вред для здоровья – ему в будущем придется самостоятельно «платить по счетам».
Одно можно сказать с уверенностью: интернет невероятно изменил нашу жизньНо... Интернет не может заменить настоящего живого общения между людьми!