воспитатель,
МБДОУ «Д/с комбинированного вида №26 «Колосок»,
г. Мичуринск
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования [3, 47].
Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования [2,46].
Дошкольные образовательные учреждения имеют большие потенциальные возможности по формированию навыков здорового образа и здоровьесберегающей культуры своих воспитанников.
В работе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок» большое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий. В каждой возрастной группе проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей. Вся работа по физическому воспитанию в ДОУ строится с учетом возрастных особенностей, физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребёнка. Обсуждение вопросов здоровьесбережения детей происходит на педагогических советах, городских педагогических объединениях, семинарах. Одним из главных вопросов сохранения здоровья воспитанников считаем подбор приемов снижения негативного влияния длительной статической и психоэмоциональной нагрузки в течение учебного дня. К ним относят использование малых форм физической активности. Малые формы физической активности непродолжительны по времени, проводятся в течение всего учебного дня. Это могут быть вводная гимнастика перед уроком, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры и т.п. Малые формы физической активности могут восполнить дефицит суточной потребности в движении; их используют не только для снятия утомления и повышения работоспособности, но и для развития когнитивных способностей (памяти, мышления, воображения) и оздоровления (1, с. 6).
Особое место среди малых форм двигательной активности отводится дыхательной гимнастике. Дыхание – единственная вегетативная функция, которую человек может регулировать произвольно, а главная дыхательная мышца диафрагма делит тело на грудную и брюшную полость. Нарушение дыхания влечет за собой сбой в работе других органов и систем, патологию осанки.
Использование дыхательной гимнастики с учетом состояния здоровья, интересов и степени усталости воспитанников, ее направленность на стимуляцию когнитивных функций способствует оздоровлению, повышают эффективность обучения. Включение физкульминуток на основе дыхательной гимнастики в распорядок дня дошкольника укрепляет здоровье ребёнка и облегчает процесс обучения.
Дыхательная гимнастика включает дыхательные упражнения, которые могут быть статическими и динамическими.
Статические дыхательные упражнения не предусматривают движения. Они заключаются в изменении глубины и частоты дыхания, целенаправленной преимущественной вентиляции отдельных долей или даже сегментов легких. Эти упражнения могут быть с затрудненным вдохом или затрудненным выдохом. В частности, к упражнениям с затрудненным выдохом относятся надувание игрушек, воздушных шаров, выдох через трубочку в стакан с водой.
Динамические дыхательные упражнения предусматривают движения туловища и конечностей в сочетании с дыханием. Обычно в таких упражнениях на вдохе выполняют движения, акцентирующие расширение всей грудной клетки или ее отделов, а на выходе эти отделы, наоборот, сжимают. Например: руки в стороны – вдох (расширение средних отделов грудной клетки), обняли себя руками – выдох (сжимание средних отделов грудной клетки) или вдох – руки в стороны, прогнуться в пояснице (расширение средних и передних отделов грудной клетки), выдох – наклониться, потянуться лбом к коленям, обхватить ноги руками (сжимание средних и передних отделов грудной клетки).
При проведении дыхательной гимнастики особый акцент делается на выполнение физических упражнений с закрытым ртом и формирование носового дыхания. Общеукрепляющие упражнения для различных мышечных групп, выполняемые с закрытым ртом, способствуют укреплению дыхательной системы, формированию оптимального дыхательного стереотипа, повышению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.
В ДОУ используем следующие варианты дыхательной гимнастики: гимнастика А.Н. Стрельниковой; сочетание дыхательной гимнастики с артикуляционной; сочетание дыхательной гимнастики с пальцевыми упражнениями. Каждый из вариантов направлен на решение проблем, важных для дошкольников. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой укрепляет организм, формирует диафрагмальное дыхание, служит для профилактики простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика в сочетании с артикуляционной важна для развития мускулатуры лица, речи детей. Пальцевые упражнения направлены на развитие когнитивных функций, укрепление здоровья.
Приведем примеры использования дыхательных гимнастик.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой
Вот комплекс из основных 11-ти упражнений дыхательной гимнастики:
1.
«Ладошки». Стоя прямо, руки согнуты в локтях, ладони на зрителя. Делая шумные вдохи, сжимаем ладони в кулаки. Выдох при этом неслышный (пассивный), руки разжимаем.
2.
«Погончики». Стоя прямо, руки сжаты в кулаки и расположены на уровне пояса. На вдохах руки толкаем вниз, на выдохе возвращаем обратно.
3.
«Насос». Ноги на ширине плеч, наклоняемся немного вниз, спина округлена, руки спокойно свисают. Наклоняемся ниже с вдохом, как будто надуваем шину, до пола руками доставать не нужно. С выдохом поднимаемся в исходное положение.
4. «Кошка». Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях у туловища, кисти спокойно свисают. Делайте поворот туловища вправо и одновременно полуприседание, в этот момент должен быть вдох,
при этом руки выполняют хватательное движение. При возврате в исходное положение выдох. Затем в обратную сторону.
5.
«Обними плечи». Стоя, поднимите руки на уровень груди и согните. Делая вдох, резко обнимание себя за плечи ладонями, старайтесь руки свести максимально. Они должны быть параллельны, но не скрещены, во время упражнения руки не меняйте. Не рекомендуется после инфаркта, при пороках сердца.
6.
«Ушки». Стоя, руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Наклоняем голову (ухом к плечу), делая вдох, к другому плечу тоже самое. Не забывайте выдыхать.
7. «Шаг». Стоя, поднимите левую согнутую ногу до уровня груди. Тяните при этом носок, чуть присядьте при этом на правой, делаем вдох. Примите исходное положение. Тоже самое делаем с правой ноги.
Сочетание дыхательной гимнастики с артикуляционной
Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи
«Загнать мяч в ворота»
(выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч»
(выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
«Паровозик свистит»
(выработка плавной, непрерывной струи).
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
«Фокус», «Парашютик»
(направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
«Охотник идет по болотам»
(распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
Список использованной литературы
1. Ирхин В.Н., Кортюкова Е.А. «Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения» Белгород, 2006г.
2. Коновалова Н.Г. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего возраста: комплекс упражнений; сюжетно – ролевое сопровождение.- Волгоград: Учитель.- 54 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».