воспитатель,
МБДОУ ДС №78 «Василек»,
г. Норильск, Красноярский край
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов. Чтобы помочь детям не стать психосоматиками, необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру людей, обучить их выражению и распознанию некоторых базовых эмоций.
Эмоции помогают ребёнку приспосабливаться к той или иной ситуации.
На ряду с этим необходимо уделить внимание развитию умение обучаться, понимать чувство других людей, сочувствовать им, находить выход из конфликта.
Одним из средств укрепления психоэмоционального здоровья детей, на мой взгляд, является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа.
Давайте рассмотрим влияние театрализованной деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой), знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях. Осознание условной игровой ситуации позволяет ребенку постепенно проникать в нее, учиться действовать в ней, а со временем и проживать ее. Применение в работе фольклорного материала позволяет стимулировать эмоциональные проявления детей, расширять их диапазон и силу. Показывая мини-пьески в театре кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию и по возможности через внешние действия героев.
Пример: Так проигрывая потешку «Водичка, водичка…» воспитатель приучает детей к правилам умывания, а персонаж наглядно показывает последовательные действия, которая способствует к возникновению положительной эмоциональной реакции.
Во второй младшей группе ребенок использует предметы-заменители, речь его становиться более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей этой группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет.
Пример: В осенний период времени можно поиграть в игру и ее инсценировать «Овощи на грядке», которая учит отождествлять себя с театральным персонажем, развивает внимание, воспитывает партнерские отношения в игре, закрепляет знания об окружающем.
В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущую роль в жизни ребенка. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так как только взрослые могут достичь подлинно художественного исполнения, а значит, волновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Для полноценной театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями.
Пример: Игра на имитацию голоса с использованием пальчикового театра «Доктор Айболит» (К.И. Чуковский), с ее помощью дети развивают мелкую моторику рук в сочетании с речью; учиться имитировать голоса животных, интонировать; воспитывать заботливое отношение к животным; о важности профессии врача; делиться впечатлениями.
Дети старших групп вполне готовы к ролевой регуляции своего поведения, поэтому работу по театрализованной деятельности можно строить в два этапа.
Первый этап- эта подготовка к спектаклю, которая включает знакомства с его содержанием, изготовление костюмов, работу над ролью.
Второй этап - в целом посвящен непосредственной подготовке проведению спектакля.
Особое внимание желательно уделять робким, стеснительным детям, для которых выступления на сцене связано с огромным нервным напряжением. Известно, как велика сила эмоционального воздействия театрализованной деятельности. Именно в дружеском союзе воспитателей, логопедов, музыкантов и детей зарождаются творческие способности, которые оказывают оздоровительный эффект.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому.
Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам корректировать его поведение, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества, а самое главное это положительный эмоциональный фон, который способствует, чтобы ребенок был психосоматически здоров.
О важности здоровьесбережения посредством театральной деятельности, мы попытались донести и до родителей. Сначала они восприняли это как простое развлечение и не отнеслись к этому серьезно. Мы постарались их переубедить. Провели несколько консультаций на тему «Моя первая книжка», «Круг детского чтения», «Как организовать домашний кукольный театр» и другие, где раскрыла значимость театрализованной деятельности, ее влияние на развитие речи ребенка, воображение, формирование вкуса. На родительском собрании предложила им самим побыть в роли артистов, поучаствовать в драматизации эпизодов из знакомых сказок. Сейчас работаем с родителями в тесном контакте. Они помогают нам в изготовлении декораций, приобретают костюмы для драматизации сказок.
В дальнейшем мы планируем вводить элементы детского музыкального театра, совместно с музыкальным руководителем, чтобы силой театрального искусства развивать потенциальные возможности своих воспитанников, сохраняя и поддерживая психологическое здоровье для развития мира эмоций.