учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 50,
г. Орёл
«Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К.Д. Ушинский
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер». Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В XXI веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон прочитанного.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить извлеченную информацию.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
· понимать текст;
· анализировать;
· сравнивать;
· видоизменять;
· генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Выделяют следующие виды чтения:
· поисковое;
· ознакомительное;
· изучающее;
· рефлексивное.
Поисковое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Чтобы организовать работу по «погружению» в текст, можно и нужно использовать различные методические приёмы,
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы…». Учащимся предлагаются ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, слово учителя, дополнительная информация в различных источниках) возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Прием «Верите ли вы…» используются, например, при знакомстве с новым понятием – часть речи
- части речи – это группы слов?
- части речи делятся на самостоятельные и служебные?
- части речи называют предметы, либо признаки, либо действия?
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового.
Развитию внимания и грамотности, осмысленности чтения помогают различные составления словарей на предложенные темы. Например, при изучении темы «Как пишутся приставки».
Хочется сказать о приеме «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждой группы должен быть лист бумаги. Предлагаем детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
«Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся.
Приём составления кластера: Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями.
Приём «Корзина» идей, понятий, имён….
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает
(строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на _обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о членах предложения?
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
- Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод.
Этап осмысления направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенно мы вместе с детьми подвигаемся от знаний «старого» к «новому».
Существует прием «ПОПС-формула», возможно использовать при работе над темой текст- описание и тект - повествование
Ценность этого приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Формула ПОПС - учащимся предлагается составить четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции)
начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту
своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы)
начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
Далее расскажем о таком методическом приёме, известный как инсерт. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного. Он достаточно прост. Ученики знакомятся с рядом маркировочных знаков, далее по мере чтения ставят их карандашом. Помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки следующие:
Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Можно использовать этот прием при работе с правилами.
Сущетвует еще один интересный прием. — «Реставратор». Смысл приема заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, предварительно намеренно искаженный учителем или выданный в неполном объеме, который предстоит восстановить.
Для заучивания всевозможных определений существует прием, который называется «Сорбонка». На одной стороне карточки записывается понятие, а на другой – ответ. Учащийся отвечает на вопрос и тут же проверяет себя.
Часто говорят, что дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.