Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ УУД НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Литвиненко Татьяна Ивановна,
учитель химии и биологии,
МБОУ «Гимназия №4»,
г. Курск
Наблюдая за учащимися в процессе обучения химии, я заметила, что они заинтересованы процессом познания при использовании такого метода как моделирование. Удовлетворение в работе прослеживается в повышении успеваемости. Выбранный метод необходим для успешного формирования и развития УУД у обучающихся, к усвоению которых ФГОС СОО устанавливает определённые требования.
И чтобы достичь метапредметных результатов, используем следующие процедуры:
Процедуры достижения метапредметных УУД
Стартовая диагностика
Проводится в 9 классах, чтобы определить:
 - уровень остаточных знаний по предмету и сформированных УУД,
 - коррекционную работу
 Работы проводятся во 2-й половине сентября;
Формы проведения: контрольные работы; диагностика сформированности УУД.
Текущая диагностика
1.процесс самооценивания обучающимися своих достижений (необходимо проводить систематически)
2. процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе: наблюдение за обучающимися во время урока или на внеурочном мероприятии; выполнения классических проверочных, контрольных, диагностических работ, выполнения нестандартных работ
Промежуточная
диагностика
- комплексные работы на межпредметной основе, основанные на работе с текстом;
- тематические тесты
Итоговая
диагностика
- итоговые межпредметные работы, направленные на оценку развития и сформированности УУД метапредметного характера.
В ходе проведения указанных диагностик, используем различные методы оценивания качества знаний - контрольные работы разного уровня сложности; компьютерное тестирование. Оценки учащихся выставляются в электронный журнал в день проведения работы.
Педагогический мониторинг и современный анализ деятельности позволяют проконтролировать стиль деятельности, убедиться в том, что внедрение новых технологий - необходимость и потребность учителя на современном этапе.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы оценили уровень сформированности метапредметных УУД обучающихся методом экспертных оценок.
Стартовая диагностика-входная контрольная работа была проведена на третьей неделе обучения в сентябре 2019 года. Работа включала задания по темам:
1.типы химических связей
2.решение задач по уравнениям химических реакций
3.классы неорганических соединений
Результаты стартовой диагностики

Процент качества знаний по данной работе представлен.
Качество знаний

Данная контрольная работа уже выполнялась обучающими 9А и 9В классов в конце 8-го класса. Но результаты были намного лучше.
Качество знаний 8-9 классы

Полученные результаты используем для проведения коррекционной работы с классами.
Результаты стартовой диагностики используем не только для коррекционной работы с обучающимися, но и учитываем какой тип ошибок они допустили, чтобы после коррекционной работы опять включить элементы данного типа заданий в следующие контрольные и практические работы.
Данный педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ «Гимназия №4» города Курск во время прохождения педагогической практики.
Ученики были разделены на 2 группы – контрольная (9 Б класс) и экспериментальная (9 А класс). Контрольная группа занималась в обычном учебном режиме, не акцентируя внимания на конкретные методы познания. В экспериментальной группе мы практически ежеурочно мы применяли метод моделирования, применение которого заметно способствовал развитию у детей речевой деятельности при ответе учителю и при работе в парах, научились выстраивать логические операции, сравнивать и анализировать информацию, при выполнении практических заданий смело формулируют цель и планируют последовательность своих дальнейших действий в процессе работы.
Например, урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Реакции ионного обмена» проводили с использованием персональных компьютеров для обучающихся в режиме онлайн. Уровень выполнения учитель контролирует и отслеживает тоже онлайн с помощью своего компьютера. Основной метод работы – компьютерное моделирование.
На эту работу отводится 20 минут.
Её относим к категории диагностических.
Всего баллов при верном выполнении – 16, если ученик набрал это количество, то можно считать, что материал усвоен. Если набрано 8 баллов-материал не полностью закреплён.
Учителю не придётся считать количество баллов, так как система сама выдаёт результат, но учитель на своём компьютере видит какие ошибки допущены учащимися.
Во время проведения работы учитель наблюдает за действиями обучающихся, чтобы дать им оценку.

Работает самостоятельно, не отвлекается

Уверенно использует для работы таблицу растворимости


Не использует доп источники информации (текст учебника, телефон)

1 балл

1 балл

1 балл


Метапредметные результаты, подлежащие оцениванию, при выполнении данной работы:

Регулятивные

(1 балл)

Познавательные

(2 балла)

Коммуникативные

(1 балл)

При выполнении работы дети видят критерии оценивания, предложенные используемой образовательной платформой.

При выполнении заданий 1 и 2

При выполнении 3-го задания в работу включается не только мышление, а больше творческое воображение, так как надо погрузиться в представленный эксперименте.

Чтобы правильно ответить на 2 вопроса задания и получить максимальный балл, надо не только знать материал по теме работы, но и вспомнить ТБ. То есть ребёнок ведёт самостоятельный поиск, отбор информации, чтобы ответить верно.

После выполнения работы, когда учащиеся увидели свои заработанные баллы, происходит обсуждение результатов между учителем и учениками и учащимися между собой. Здесь оценивается взаимный контроль при обсуждении, способность выражать своё мнение


Итого, получаем 23 балла:
16 баллов – диагностическая работа с использованием метода моделирования на компьютере
3 балла – оценка учителя действий во время работы обучающихся
4 балла – оценивание метапредметных результатов.
Перевод баллов в оценки:

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

20-23 балла

19-16

11-15

Менее 11 баллов


Если ученик набрал по итогам работы максимальное количество баллов (от 20 до 23 баллов), то считаем, что уровень сформированности у него метапредметных УУД высоким, если от 16 до 19 –средний уровень, от 11 до 15 – низкий уровень, менее 11 баллов – не сформированы УУД метапредметного характера.

Уровень усвоения метапредметных УУД

Контрольная группа

 (9 Б класс, 27 учеников)

Экспериментальная группа

 (9А класс, 22 ученика)

Высокий

14 учащихся

17 учащихся

Средний

10 учащихся

4 учеников

Низкий

3 ученика

1 ученик




Итак, видим, что, проводя формирующий этапа педагогического исследования, прослеживается положительная динамика в развитии и формировании УУД метапредметного характера. Это подтверждает нашу гипотезу об эффективности процесса формирования и развития метапредметных УУД благодаря использованию метода моделирования.

Таблица. Сравнение учебного процесса в группах во время урока обобщения и систематизации знаний по теме «Теория химического строения органических веществ»

Критерий оценки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Активность учащихся

Высокая

Средняя

Продуктивность работы учащихся

Материала повторили и закрепили больше

Материал закреплён меньше

Степень усталости учащихся в течение занятий и в его конце

Средняя

Выше среднего

Степень самостоятельности в процессе работы по составлению моделей органических соединений

Высокая

Средняя

Количество составленных моделей органических и неорганических соединений

Составлено больше

Составлено меньше

Степень загруженности учителя в ходе урока

Средняя

Высокая

Степень морального удовлетворения учащихся

Высокая

Средняя

Степень морального удовлетворения учителя

Высокая

Средняя


Таким образом, можно указать учителям, использующим в своей практике активные методы обучения. Назначение методических рекомендаций следующее:
§  дать представление учителям об основном назначении формирования и развития УУД метапредметного характера у учащихся;
§  познакомить их со способом моделирования в химии;
§  показать на примере конкретных уроков применение метода моделирования для развития и формировании УУД метапредметного характера у учащихся на уроке
Таким образом, на сегодняшний день моделирование все чаще применяется в жизни. Потребность исследований в этом направлении возрастает. Это также связано с развитием IT-технологий, помогающих в работе современного учителя и дающих возможность обучающимся в познании химии с использованием метода моделирования.

Июнь 2020