Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кудряшова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ-лицей,
РСО-Алания, г. Владикавказ
Главной особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Так что же такое рефлексия?
1.         Толковый словарь русского языка Ожегова трактует это понятие так:
Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.
2.         В педагогике - самоанализ деятельности и её результатов.
3.         Рефлексия на уроке это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать весь учебный процесс.
4.         Цель рефлексии для УЧЕНИКА - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому способ, понятый и принятый обучаемым как эффективный, позволяет строить ему свою учебную деятельность, решает проблему осознания средств собственного развития. РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ!!!!
Рефлексию классифицируют по целям:
1.         рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2.     рефлексия деятельности;
3.         рефлексия содержания учебного материала.
Практическую часть своего выступления я хочу отразить на примере урока математики в 1 классе автора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Тип урока: Р.
Тема: «Выражение».
Основные цели:
1) Формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).
2) Тренировать умение составлять выражения по рисунку, решать примеры с помощью числового отрезка.
3) Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.
Ход урока:
1.         Мотивация к учебной деятельности –
Здесь имеет место 1 рефлексия (рефлексия настроения и эмоционального состояния)
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности посредством поговорки;
2) определить тематические рамки урока: повторение;
3) сформулировать основную образовательную цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 1 осуществляется посредством поговорки
Без терпенья нет ученья!
- Прочитайте поговорку.
- Как вы понимаете эти слова? (Учение требует терпенья.)
- Когда особенно требуется терпение? (При работе над ошибками.)
- Сегодня на уроке вам представиться возможность развивать терпение при работе над ошибками. А все ли из вас будут работать над ошибками? (Нет.)
- Как это узнать? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
- Вспомните, чему был посвящен прошлый урок? (Мы изучали выражения.)
- Сформулируйте цель урока? (Проверить себя, допускаем ли мы ошибки в составлении выражений или нет.)
- Пожелайте друг другу удачи!
- С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2.         Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Здесь имеет место рефлексия содержания учебного материала
Цель:
1) актуализировать учебное содержание: составление выражений по рисунку, решение примеров с помощью числового отрезка;
2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в речи и в виде эталонов;
3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;
6) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы № 1;
7) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы 1;
8) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).
9) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Составление выражений по рисунку.
1, стр.8
- Найдите 1 на странице 8.
- Какое задание нужно выполнить? (Подобрать к каждому рисунку соответствующее выражение.)
- Выполните это задание в парах.
- Что объединяет все выражения? (Все выражения на действие сложение.)
- Какое правило используется в этих выражениях? (Правило нахождение целого.)
- Какое еще правило можно использовать при составлении выражений? (Правило нахождения части.)
- Какой схематический рисунок можно составить к каждому выражению?
Учащиеся по цепочке выходят к доске и составляют схематический рисунок, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
2) Решение примеров с помощью числового отрезка.
3) Самостоятельная работа 1.
- Что вы повторили? (Составление выражений по рисунку, решение примеров с помощью числового отрезка.)
Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
- Зачем? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)
- Если будут ошибки, что вам поможет при работе над ними? (Алгоритм исправления ошибок.)
- На данном уроке вы будете использовать алгоритм исправления ошибок с предыдущих уроков, без изменений. Учитель раздает учащимся листы с самостоятельной работой. Время выполнения ≈ 5–6 минут. Во время написания самостоятельной работы учащимися учитель нумерует эталоны на доске.
- Время закончилось. Проверьте свои работы по образцу.
Учитель раздает учащимся образец для самопроверки самостоятельной работы 1.
- Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания?
 (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)
- Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть затруднения, а где всё получилось.)
- Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании 1 ( 2)?
- Что сейчас вы должны сделать? (Проверить свои работы по эталону для самопроверки.)
- А, зачем, если вы уже проверили свои работы? (Те, у кого все плюсы должны проверить ход решения, правильность рассуждений, а те, кто выявил, что есть затруднения, должны определить место ошибки и определить на какое правило допущена ошибка.)
3.         Локализация затруднений.
Здесь имеет место также рефлексия содержания учебного материала
Цель:
организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения;
в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Учитель раздает учащимся эталоны для самопроверки самостоятельной работы 1
- Что вам поможет при проверке самостоятельной работы? (Эталон для самопроверки.)
- Проверяем первое задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
- У кого возникли затруднения в задании 1?
- В каком месте вы допустили ошибку?
- Проверяем второе задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
- У кого возникли затруднения в задании 2?
- В каком месте вы допустили ошибку?
- У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
4.         Коррекция выявленных затруднений.
Здесь имеет место также рефлексия содержания учебного материала и рефлексия деятельности
Цель:
1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;
2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий;
4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;
5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Тренироваться в выполнении дополнительных заданий.)
- Выполните дополнительные задания, номера которых записаны на доске.
Учитель открывает на доске номера дополнительных заданий: 5, 6 стр. 9.
- Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Исправить решение, используя эталон для самопроверки, выполнить задание для выбора.)
- Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
- Посмотрите на алгоритм исправления ошибок, есть ли у вас вопросы по работе с ним? (…)
- Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)
- Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила.)
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально.
- Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в их выполнении.)
5.         Обобщение затруднений во внешней речи.
Здесь имеет место также рефлексия содержания учебного материала
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)
- Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)
- Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.
6.         Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Здесь имеет место также рефлексия содержания учебного материала.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы 2, которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по подробному образцу.
- Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
- Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)
После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону Р-8.
- Кто допустил ошибки в самостоятельной работе 2?
- В чем их причина?
- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе 2?
- Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)
7.         Включение в систему знаний и повторение.
Здесь имеет место также рефлексия содержания учебного материала.
Цель:
тренировать умение составлять выражения по рисунку, сравнивать выражения.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- В конце урока я предлагаю вам выполнить еще одно задание.
2, стр. 8
- Найдите 2 на странице 8.
- Какое задание нужно выполнить? (Составить выражения по рисунку и сравнить составленные выражения.)
- Рассмотрите первую пару выражений.
- Какое выражение составлено к первой группе фигур? (3 + 1.)
- Что означает число 3 в этом выражении? (Количество желтых кругов.)
- Что означает число 1? (Количество синих кругов.)
- Почему в данном выражении используется знак действия сложения? (Так как ищем целое.)
- Какое выражение составлено ко второй группе фигур?
- Что обозначает первое слагаемое? (Число желтых кругов.)
- Что обозначает вторе слагаемое? (Число синих кругов.)
- Какой знак сравнения стоит между выражениями? (Знак «меньше».)
- Почему? (В правой группе остались два синих круга без пары.)
Далее задание выполняется аналогично. В конце выполнения целесообразно обратить внимание учащихся на то, что при сравнении двух выражений, в которых есть одинаковые слагаемые, больше выражение то, где другое слагаемое больше.
8.         Рефлексия деятельности на уроке.
Здесь имеет место также рефлексия деятельности.
Цель:
1) уточнить алгоритм исправления ошибок;
2) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
5) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
-Какова была цель этого урока?
 (Проверить себя, умеем ли мы составлять выражения по рисунку, складывать и вычитать с помощью числового отрезка.)
-Достигли ли вы поставленной цели? Докажите.
-В чем причина ваших ошибок?
-Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, эталоны, эталоны для самопроверки, …)
-Оцените свою работу с помощью кругов светофора. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе 1, поднимите зеленые круги светофорика. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то желтый. Если вы не справились с затруднением, то поднимите красный круг. Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха Р-9. Учитель проводит рефлексию оценивания.
-Какие еще трудности остались на конец урока?
Примеры рефлексии в конце урока.
Итог
В заключении хочется сказать, что организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлексировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.
1.         Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2.         Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
3.         Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Для того чтобы научить ребенка рефлексии сам учитель должен уметь это делать. Учитель рефлексирующий – это учитель растущий. Прекращающий рефлексировать, избегающий рефлексии неминуемо приостанавливается в профессиональном росте.
Июнь 2020