Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Смольская Надежда Юрьевна,
 инструктор по физической культуре,
 МБДОУ № 109 «Букваренок»,
 г. Вологда
Аннотация. В данном докладе рассматривается актуальность значения подвижных игр для развития детей дошкольного возраста в современном обществе. Представлена классификация подвижных игр, приводятся названия игр, относящиеся к разным типам и видам.
Ключевые слова: подвижная игра, развитие, двигательная активность, ребенок дошкольник.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении. Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития. Одной из приоритетных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В век компьютеров, сотовых телефонов, гаджетов развитию двигательной активности наших детей отводится все меньше и меньше внимания. Дети не знают подвижные игры, не умеют их организовать, а тем более придумывать самостоятельно Двигательная активность дошкольников уменьшается из-за амбиций родителей, чрезмерно увлекающихся интеллектуальным развитием своих детей. А ведь движение - это жизнь. Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не могут заменить движение. Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. В движении наши дети растут, развиваются, взрослеют. И где не подвигаться ребенку, как в игре. Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольника. А тем более, подвижная игра, которая является и средством гармоничного развития личности ребенка.
Подвижная игра - сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. [1. С.3]
Значение подвижной игры велико! «Дайте ребенку подвигаться 2-3 минуты, и он подарит вам 20 минут дополнительного внимания» - писал К.Д. Ушинский. Чтобы выигрывать, прежде всего, нужно играть! А. Эйнштейн
- подвижная игра – средство и метод физического развития: оказывает оздоровительное воздействие на организм, он упражняется в самых разнообразных движениях; во время подвижной игры активизируется кровообращение, дыхание, обменные процессы; дает положительные эмоции ребенку.
-подвижная игра - средство умственного развития ребенка: в игре активизируются память, внимание, развивается мышление, воображение; пополняется словарный запас, обогащается речь; дети учатся анализировать свои действия и действия товарищей; действовать в соответствии с правилами.
-подвижная игра - средство нравственно-патриотического воспитания: во время игры дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим правилам; подвижная игра развивает волю, самообладание, выдержку; в игре формируется четкость, дисциплинированность, справедливость; развивается инициатива ребенка; играя с детьми в русские народные игры мы знакомим их с традициями нашего народа, приобщаем к истокам нашей культуры, воспитываем любовь к своему отечеству. На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водолазова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна учить сообразительности и находчивости. [1. С. 34]
-подвижная игра - средство эстетического развития: в подвижной игре дети познают красоту движений, их образность, развивается чувство ритма, точность, плавность движений.
-подвижная игра – средство социально-коммуникативного развития дошкольников: в подвижных играх используются разнообразные атрибуты, с помощью педагогов и родителей дети изготавливают такие атрибуты; учатся бережно относиться к оборудованию, наводить порядок в центре двигательной активности.
- подвижная игра - лучшее лекарство: «Помните чудесного доктора из фильма «Приключения желтого чемоданчика»? Его прототипом можно считать главного врача детской Московской больницы Егора Арсеньевича Покровского. Только он лечил детей не волшебными леденцами, а подвижными играми. Одним выписывал простые ляпки или пятнашки, другим горелки, третьим назначал палочку-выручалочку» - так начинает свою статью о докторе Покровском писатель Дмитрий Шеваров. [2. С 4]; средство для профилактики (нарушений осанки, плоскостопия, нарушений зрения, нарушений речи)
Кроме того, играя на воздухе, дети с ранних лет приучаются к тому климату, в котором суждено им жить, равно как ко всем переменам этого климата, а усиленные движения на воздухе во время игр наилучше защищают их от многих неблагоприятных влияний сколько-нибудь благоприятного климата, чем чопорная прогулка. [2. С. 177].
Классификация подвижных игр по сложности:
Элементарные:
- сюжетные (у медведя во бору, гуси лебеди, хитрая лиса, два мороза)
- бессюжетные (ловишки, перебежки, кольцебросс, бабки)
- игры-забавы (ладушки, коза рогатая, шла коза по лесу, камень, ножницы, бумага)
- игры-аттракционы (чехарда, прятки, жмурки, тише едешь - дальше будешь)
Сложные:
- спортивные игры (баскетбол, футбол, городки, бадминтон) в дошкольном возрасте используются элементы этих игр, дети играют по упрощенным правилам. [3. С. 5]
Классификация игр по степени физической нагрузки:
- игры большой подвижности (ловишки с хвостиками, хитрая лиса, удочка, вышибалы).
- игры средней подвижности (хорошо нам так сидеть…; картошка; уголки).
- игры малой подвижности (пол, нос, потолок; море волнуется; нам всем весело живется…).
В современных условиях жизни нашего общества в особую группу подвижных игр хотелось бы выделить игры, которые лечат. Еще древние игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Они считались лучшим лекарством от всех недугов. Римский врач Клавдий Галлеи прописывал вместо лекарств игру в мяч. [4, С. 20]
Подвижная игра – средство профилактики:
- нарушений осанки (передал - садись; перешагни, через палку; с мешочком на голове; штандер).
- коррекция плоскостопия (извилистой тропой (ходьба по канату); циркачи (перебирать ногами, стоя на цилиндре, двигаясь вперед)).
- профилактика и сохранение зрения (живая цель; мячом в цель; мяч соседу; гонка мячей; охотники и утки; кольцеборсс).
- профилактика нарушений и развитие речи (игры с речевым сопровождением: у ребят порядок строгий; мы веселые ребята; в домике живет волчок…; ровным кругом друг за другом…).
Подвижные игры для детей, перенесших заболевания:
- дыхательной системы (ринит, гайморит, бронхит, общие бронхолегочные заболевания).
Птички в гнездышках; лошадки; поезд; трамвай, кролики.
- для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, неправильная осанка и форма ног).
Великаны и гномы; наседка и цыплята; воробышки и кот; зайцы и волк; такси; догони меня; догони мяч; по извилистой дорожке.
- для укрепления психического здоровья.
Найди свой цвет; к куклам в гости; не опоздай; море волнуется; круг- кружочек; холодно-жарко. [5. С. 61]
В отдельную группу можно выделить тимбилдинг – объединяющие игры, которые способствуют развитию умения детей работать в команде и стремится к успеху вместе (дракон кусает свой хвост, ловишки с хвостиками, сиамские близнецы, ручеек, поводырь). Такие игры помогают детям стать терпимее друг к другу, чаще играть вместе, меньше ссорится. Игра превращается из простого времяпровождения в мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
1.Сбор детей на игру и создание интереса.
2.Обьяснение правил игры.
3. Распределение ролей.
4. Руководство ходом игры.
5. Подведение итогов игры. [3, С. 7]
Воспитатель осуществляет руководство ходом игры в соответствии с возрастом детей. Младший дошкольный возраст (сигнал к началу игры, подсказывание правил в ходе игры, показ движений). Средний дошкольный возраст (совет, напоминание; сигнал к началу игры; при нарушении правил остановить игру и напомнить правила). Старший дошкольный возраст (совет, напоминание; сигнал к началу игры; подсказать, как выиграть; помощь в решении конфликта).
В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает дошкольное образовательное учреждение. Желательно любые средства двигательной направленности связывать с темой образовательной деятельности. Тема: Весна (скворечники, птица без гнезда, на лужайке, перепрыгни через ручеек, солнышко и дождик, соберитесь у цветков, садовник).
 Средняя продолжительность игры 5-6 минут в младшей группе, 6-8 минут – в средней и 8-10 минут – в старшей. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались для игры и воспитатель начал ее обьяснение. Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей. Не следует их выключать из игры, подчеркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль. Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной, одна круговая, другая врассыпную. [3, С. 13-14]
Перед началом игр необходимо познакомить всех ребят со следующими правилами.
1.Играй честно, строго соблюдай правила и требуй этого от товарища.
2. Сам поиграй, но и дай поиграть товарищам.
3. Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни: в игре – соперник, после игры – товарищ.
4.Победил – не задавайся (есть и посильнее тебя), проиграл – не унывай (поработаешь над собой – победишь).
5. В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен.
6. Победа команды – твоя победа, честь команды – твоя честь.
7. Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты.
8. Береги инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить.
Большую роль в воспитании и гармоничном развитии детей в дошкольном образовательном учреждении играют праздники и развлечения. Наибольший эффект оказывают интегрированные праздники и развлечения. Участие в праздниках является естественным способом приобщения детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям, здоровому образу жизни.
 Непременным условием таких мероприятий является участие родителей, и не в качестве пассивных зрителей, а в качестве активных участников. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свои умения бегать, прыгать, играть в подвижные игры – это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, развивает чувство гордости за успехи своих родителей; приобщает детей и родителей к здоровому образу жизни.
 На любом интегрированном мероприятии, проводимом в детском саду, любой тематики подвижная игра, где участвуют и родители, и дети, будет актуальна и востребована.
Спортивно-развлекательное мероприятие: «День рождения снеговика» подвижные игры: снег руками нагребая…; снежки; кто быстрее доедет в одной лыже до флажка; снежинки, ветер и мороз.
Итоговое спортивное развлечение с родителями по проекту: «Осень – время не для грусти» подвижные игры: солнышко и дождик; ветер и желтые листочки; улетают журавли; успей встать в обруч; зайка серенький сидит; кто быстрее соберет грибы.
Квест на 23 февраля «Один день в Российской Армии» подвижные игры: пограничники и нарушители; летчики и самолеты; ловкие солдаты.
«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» М.А.Горький
Играя и реализуя различные формы двигательной активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят при этом развиваясь гармонично и целостно. Ребенок живет в игре. Задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра, тактично поддерживая руководство, обогащать двигательный опыт детей.
Закончить хотелось бы словами Эрика Берна, который пишет: «… весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».
Список литературы
1. Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.-с. 64.
2. Покровский, Е.А. Русские детские подвижные игры / Е.А. Покровский. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.- 184 с.
3. Шарова, Е.В. Подвижные игры / Е.В. Шарова. – Сокол, 2012.- 62 с.
4. Голомидова, С.Е. Оздоровительные игры / С. Е. Голомидова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.- 96 с.
5. Бабенкова Е. А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет / Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 80 с.
Июнь 2020