Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Ларионова Светлана Васильевна,
магистрант группы 422п-МОз,
ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», г. Сыктывкар
Научный руководитель, к.п.н., доцент Шабанова Е.Н.
Вопросы патриотического воспитания всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, культурологи, педагоги и психологи уделяли этому вопросу значительное внимание еще с древнейших времен.
Патриотизм берет свое начало с античной Греции, где зародилась полисная организация. Понятие “политейя” означало принадлежность граждан к какому - либо полису, трактовалось как гражданство [4].
В современном мире нередко происходит непонимание или подмена понятий. Например, «любовь к родине» приравнивается или заменяется «любовью к государству», где не так важны традиции народа, его культура, обычаи, а сколько государственное устройство. Очень часто можно увидеть, что любовь к народу и согражданам заменяется любовью к нации. Стремлении возвысить свою нацию над другими, показать ее превосходство привело к появлению в мире национализма и фашизма. Поэтому очень важно на самых ранних этапах становления личности сформировать правильное отношение к своей родине и дать правильное понимание того, что из себя представляет патриотизм, грамотно построив процесс патриотического воспитания.
В науке существует множество трактовок понятия «патриотизм», но все они по своей сути сводятся к одному и тому же — любви к родине.
В толковом словаре С.И. Ожегова понятие патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему народу. Современная энциклопедия же дает нам более широкое понятие «патриотизм». А именно любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре и традициям [1].
В.В. Путин в своем тексте послания к Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года отметил: «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране» [5].
Необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивается в нормативных документах Правительства и Министерства Образования и науки Российской Федерации:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», служащей продолжением предыдущих программ (2000-2005, 2006-2010, 2011-2015 годы), где отмечается, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации и укрепления государства.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
5. В Законе Российской Федерации «Об образовании» патриотическое воспитание отмечается в качестве одного из принципов государственной политики в области образования [2].
Для поиска решения данной проблемы особая роль отводится образовательным организациям, в частности средней школе, которая является главным звеном в системе патриотического воспитания молодого поколения.
Патриотическое воспитание, как и все направления воспитательной работы в средней школе, предполагает формирование и развитие личности обучающегося. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешной реализации патриотического воспитания.
На сегодняшний день патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России. В законе РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики выделяют воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Школа, благодаря своему воспитательному потенциалу, может и должна развивать и воспитывать будущего патриота своей страны.
В средней школе патриотическое воспитание реализуется как в урочное, так и в неурочное время. Главной отличительной чертой данных видов деятельности является принцип добровольности.
Если во внеурочное время учащимся может быть предоставлен выбор: участвовать или не принимать участия в данном мероприятии, то в урочное время – нет данного выбора, оно обязательно и нацелено на освоение основной общеобразовательной программы.
Поэтому неудивительно, что большую роль в воспитании патриотизма, у обучающегося в средней школе, играют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла.
Так, например, на уроке литературы, читая и анализируя положительных героев тех или иных художественных произведений, у обучающегося начинают формироваться нравственные идеалы и устанавливается живая связь прошлого с современностью.
Благодаря знакомству с такими произведениями как: «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «В списках не значился», «А зори здесь тихие» Б. Л. Васильева, «Данко» А.М. Горького, «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова, лирике Н. М. Рубцова, Н.А. Некрасова, С. А. Есенина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других, мы можем воспитать в обучающихся такие качества, как человеколюбие, сострадание, чувство гордости за свою Родину.
На уроках географии обучающимся прививают любовь к малой родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле.
Уроки истории призваны помочь обучающимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Благодаря примерам исторических деятелей, таких как Петр I, Александр Невский, Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, М. И. Кутузов, А. В. Суворов, мы можем проиллюстрировать настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа.
На уроках обществознания мы формируем у ребенка общечеловеческие нормы нравственности, воспитываем гражданина России.
К формам патриотического воспитания в урочное время в средней школе относят: классный час, выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, работа над проектами, диспут, создание презентаций, тематические игры [3].
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию в средней школе может реализовываться с помощью игровой и познавательной деятельности, проблемно-целостного и досугового общения, а также с помощью художественного и социального творчества, непосредственно трудовой деятельности, спортивной и туристической деятельности и другие.
Стоит отметить, что формы внеклассной работы по патриотическому воспитанию в средней школе постоянно обновляются и выбор той или иной формы работы зависит от самой образовательной организации.
К традиционным формам можно отнести - классные часы, беседы, посвященные судьбам выдающихся людей нашей республики, встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий Афганской и Чеченской Войны, Героями Труда, соревнования, походы, уроки мужества, изучение родословной, просмотр видеофильмов, создание историко-краеведческого музея, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, участие в конкурсах и мероприятиях патриотической направленности, участие в военно-спортивной игре «Зарница», участие в различных конкурсах чтецов и патриотической песни, помощь пожилым людям.
К инновационным формам относят - различные виртуальные экскурсии и путешествия, научно-практические конференции, исследовательские проекты, взаимодействие с поисковыми отрядами, составление Книги Памяти, флешмобы, исторические квесты и веб-квесты, реконструкции исторических событий, социальные акции, например, такие как «Подарок солдату», «Встреча поколений», «Бессмертный Полк», «Письмо солдату» и другие.
Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. Средняя школа продолжает формировать систему духовно – нравственных ценностей, чувство патриотизма у обучающегося, помогает ему приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
У обучающегося среднего звена с одной стороны начинают складываться социальные и психологические предпосылки для формирования патриотизма и возникает стремление к идентичности, а с другой стороны на процесс идентичности оказывают влияние сверстники и информационная среда, которая не всегда имеет положительное влияние на обучающегося.
Таким образом, мы приходим к выводу, что педагоги средней школы, используя разнообразные методы и формы по организации патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ООО могут и должны повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Список используемой литературы
1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном обществе: монография. [Текст] – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006- 2010 годы» [Текст] // Воспитание школьников. — 2006.
3. Ивлев C. А. Методическая работа в образовательном учреждении. - М. 2014 [Электронный ресурс]. - URL: https://maryno.mskobr.ru/files/ivlev_s_a_metodicheskaya_rabota.pdf (дата обращения: 22.06.2019)
4. Патриотизм // Школьный философский словарь / общ. ред., сост. и вст. ст. А. Ф. Малышевский / Т. В. Горбунов, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др. [Текст] — М.: Просвещение: АО Учеб. лит., 2005. — 157с.
5. Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл. / отв. ред. д-р ист. наук Т. С. Гузенкова; Рос. ин-т стратег. Исслед [Текст]. – М.:РИСИ, 2014 – 260 с.: ил.
Июнь 2020