Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛНОГО ПЕДАГОГА

Быданцева Алсу Нурисламовна,
социальный педагог,
КФ РГУП,
г. Казань
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ.
На смену технике и технологии, информатизации приходит эра образования. Становится очевидным, что все будет зави­сеть от культурного состояния человека, от степени развитости его знаний и творческих способностей, одним словом, от эффек­тивности создания творческого пространства и времени. Такого уровня требования предполагают, что образование должно быть непрерывным.
Непрерывное образование - это образование, которое можно определить, как развитие способ­ности личности адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность. Среди ученых, работы которых оказали большое влияние на популяризацию идеи непрерывного образования находятся исследователи С.Г. Вершловский, В.А. Горохов,Л.А. Коханова, А.В. Даринский, О.В. Купцов, В.Г. Онушкин, П. Шукла, Р. Дейв, А. Кропли, Ф. Джессап, X. Фрезе, А. Корреа и другие.
Система непрерывного образования для общества выступает как механизм воспроизводства и функционирования сложной социальной деятельности посредством формирования личности, способной решать современные задачи. Для индивида она служит средством творческого развития сущностных сил человека, удовлетворения запросов и духовных потребностей человека.
Целесообразно выделить принципы построения содержания непрерывного образования:
1. Принцип преемственности профессиональных образовательных программ, что предполагает наличие их стыковки и согласования между собой, для чего необходима стандартизация профессиональных образовательных программ.
2. Принцип интеграции профессиональных образовательных программ. Многие лицеи и колледжи осуществляют обра­зовательные программы и начального, и среднего про­фессионального образования, к тому же нередко по 20-25 совершенно разнородным специальностям.
К настоящему времени возникает необходимость разработки и организации предпрофильной подготовки учащихся средних школ, которая позволила бы учащимся осознано выбирать из многопрофильности профессионального образования.
Как уже говорилось, многопрофильность и многоуровневость образовательных программ уже складывается в общеобразовательных учреждениях, в профессиональных лицеях, колледжах, вузах. Но парадокс заключается в том, что разные звенья системы образования в силу традиционной разобщенности выстраивают свою многопрофильность и многоуровневость только для себя, порознь: в общем образовании она своя, в начальном профессиональном образовании своя, в среднем профессиональном - своя, в высшем - своя.
Тем не менее, преемственность образовательных про­грамм частично уже выстраивается, что называется «снизу» самими учебными заведениями. Отдельные школы, гимназии, профессиональные лицеи, колледжи заключают прямые догово­ры с вузами, создают преемственные учебные планы и про­граммы и осуществляют совместное обучение части наиболее способных учащихся и студентов. При решении проблемы таким образом каждое среднее учебное заведение вынуждено заниматься предпрофильной подготовкой своих учащихся. Пока это только отдельные примеры, хотя и многочисленные, но проблему необходимо ре­шать в целом.
 В соответствии с определением, данным Годник С.М. под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания.
Преемственность в обучении находит свое проявление в следующем:
1) в дальнейшем развитии у учащихся всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения;
2) в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения;
3) в опережающем воспитании и обучении учащихся, что предполагает к развитию в будущем;
4) в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.
Преемственность школьного и вузовского образования с практической точки зрения предполагает, прежде всего, преемственность государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части государственных требований к математическим, общим естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Под социально-психологическими условиями взаимодействия школьного и вузовского образования мы понимаем такую обстановку (среду), в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), обеспечивающих качественную подготовку учащихся средних образовательных учреждений к продолжению обучения в вузах вне зависимости от уровня их материального благосостояния. К этим условиям относятся:
1) знание учителями средних образовательных учреждений и преподавателями вузов социально-психологических особенностей учащихся, с одной стороны, форм и методов обучения в средней и высшей школе, с другой;
2) обеспечение преемственности форм, методов и приемов обучения между средними и высшими образовательными учреждениями;
3) обучение учащихся средних образовательных учреждений приемам и способам самообразования и самоконтроля, методам вузовского обучения;
4) создание в среднем образовательном учреждении атмосферы обучения близкой к вузовской (сдача зачетов, сессий, защита курсовых работ и т.п.).
Эффективность взаимодействия школьного и вузовского образования в немалой степени зависит от решения проблемы организационно-педагогической совместимости учебного процесса в средних и высших образовательных учреждениях. К числу этих проблем можно отнести следующие:
1) определение содержания образовательных областей в соответствии с профилем обучения и обеспечение взаимосвязи в содержании, организационных формах и методах обучения в средних образовательных учреждениях и вузах;
2) возможность применения различных форм сотрудничества средних образовательных учреждений с вузами (открытие классов, спрофилированных на конкретный вуз, конференции, научно-исследовательская работа и т.п.);
3) обеспечение действенного контроля уровня образовательной подготовки учащихся, степени их готовности к продолжению обучения в высшей школе;
4) согласование учебных программ и учебников, по которым занимаются учащиеся средних образовательных учреждений с содержанием учебных программ и учебников вузов;
5) высокий уровень развития ресурсного обеспечения образовательного процесса (педагогами, помещениями, ТСО, финансами и т.д.).
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов значительно изменило всю образовательную ситуацию и делает обязательной, конкретной и измеримой работу социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.
Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся стало целью образования. Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды.
Работа социального педагога в системе образовательной организации - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения.
В силу социально-экономической нестабильности страны ослаб интерес родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. На плечи педагогов, ведущих образовательный процесс легло большое количество проблем.
Ведущая деятельность социального педагога направлена на объединение усилий семьи, образовательной организации, общественности для оказания помощи в реализации учебной и вне учебной деятельности студентов.
Целью педагогического сопровождения является создание социально-педагогических условий для развития личности.
В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
-систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;
-формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого социального педагога.
Решение проблемы преемственности связано с социально- личностным развитием ребенка, с успешностью его социализации. А значит, в проблеме преемственности мы должны видеть социально- педагогическую составляющую: взаимоотношения ребенка с социумом, влияние на него таких факторов, как семья, сверстники, институты социального воспитания.
 На протяжении ряда лет необходимо проводить совместную работу по социальной адаптации и воспитанию обучающихся с различными организациями: от простого посещения каких-либо мероприятий проводимых на базе Центров, библиотек до активных участников по организации и совместному их проведению.
 Особый акцент необходимо делать на работу с родителями, так как именно семья оказывает решающее влияние на развитие и формирование особенностей поведения ребенка. Понимание родителями возрастных особенностей детей, делает возможным качественную реализацию принципа преемственности.
Социальный педагог выступает одним из звеньев в постоянно выстраиваемой цепочке «ученик- родитель – педагог».
Июнь 2020