учитель химии,
МБОУ «Бродковская СОШ»,
с. Павловск, Алтайский край
Смена базовой парадигмы образования со “знаниевой” на деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития УУД на материале основ наук. Важнейшим компонентом образования становятся универсальные, или метапредметные, умения и стоящие за ними компетенции.
Программа развития УУД реализует требования ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам.
Цель программы развития УУД - создание организационно-методических условий для развития («доращивания») сформированных на уровне основного общего образования УУД в реализации системно-деятельностного подхода и становлении личностных характеристик выпускника.
В соответствии с указанной целью программа развития УУД среднего общего образования определяет следующие задачи:
} разгруппировать (разложить) метапредметные результаты согласно их понятиям, функциям, составу и характеристикам,
} определить связи УУД с содержанием предметов учебного плана, направлениями и формами внеурочной деятельности,
} спроектировать систему типовых задач по развитию регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД,
} описать особенности использования учебно-исследователь-ской и проектной деятельности как средства совершенствования УУД;
} выявить дефициты организационно-методического и ресурсного обеспечения образовательной организации для развития УУД,
} отобрать методики, разработать инструментарий оценки успешности освоения и применения УУД в учебной, познавательной и социальной практике.
Примерная программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (10-11 класс) определяет учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средство совершенствования универсальных учебных действий обучающихся. Таким образом, одной из ведущих технологий в современной школе становится проектная технология, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности.
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью образовательной организации на уровне среднего общего образования.
На уровне основного общего образования делается акцент на освоении учебно-исследовательской и проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры.
На уровне основного общего образования процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования.
На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».
По ФГОС СОО:
} индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект);
} индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования учебный курс «Индивидуальный проект» является обязательным и представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 69 учебных часов, на изучение курса в каждом классе предполагается выделить по 35 (34) часов (из расчета 1 час в неделю, всего 35 (34) учебных недель).
Планируемые предметные результаты:
В результате обучения по программе учебного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
} формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
} планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
} реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
} оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
} осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
} использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
} навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
} осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
Планируемые личностные результаты:
При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих личностных результатов:
} личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
} действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
} действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
} Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция; оценка, оценивание качества и уровня усвоения.
} Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия: моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
} Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении среднего общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
На уровне среднего общего образования в соответствии с цикличностью возрастного развития происходит возврат к универсальным учебным действиям как средству, но уже в достаточной степени отрефлексированному, используемому для успешной постановки и решения новых задач (учебных, познавательных, личностных). На этом базируется начальная профессионализация: в процессе профессиональных проб сформированные универсальные учебные действия позволяют старшекласснику понять свои дефициты с точки зрения компетентностного развития, поставить задачу доращивания компетенций. В старшей школе осуществляется широкий перенос сформированных универсальных учебных действий на внеучебные ситуации.
К уровню среднего общего образования в еще большей степени, чем к уровню основного общего образования, предъявляется требование открытости: обучающимся целесообразно предоставить возможность участвовать в различных дистанционных учебных курсах (и это участие должно быть объективировано на школьном уровне), осуществить управленческие или предпринимательские пробы, проверить себя в гражданских и социальных проектах, принять участие в волонтерском движении и т.п.
Проектно-исследовательская деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Библиографический список
1. Голубченко М. Проектная деятельность в школе. К.: Школьный совет, 2007. – 128с.
2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. – 1995. №6. С.39-47
3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М, 1996.
4. Джонсон Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986. – с. 86.
5. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы // Экономика в школе. 2001. №2. С.3-10.
6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Полат Е.С. и др.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. 2004. №1. с.39-46
9. Полат Е. Что такое проект? / Полат Е., Петрова И., Бухаркина М., // Открытый урок. – 2004. - №5 – 6. – С. 10 – 17.
10. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: «Педагогический поиск», 2006.
11. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004.