Высшая школа делового администрирования
Конференции

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ КАК СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Виссарионова Елена Валерьевна,
 учитель начальных классов,
 МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»
 Чувашская Республика, пгт Урмары

 «Без игры нет и не может, быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский


К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
 Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.
 Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не "донести", "преподнести", "объяснить" и "показать" учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину.
 Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
 Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей.
 Опыты введения в начальных классах элементов нетрадиционного обучения, показывают достаточную эффективность такого подхода. Следует, правда, оговориться, что последний вариант требует от учителя начальных классов определенной психологической подготовки (например, курсы повышения квалификации) и предполагает хотя бы периодическое общение его с квалифицированным психологом в целях грамотной постановки задач, проведения мониторинга развития высших психических функций учащихся и текущей корректировки заданий с учетом результатов указанного мониторинга.
 Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.
 Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате рождаются нетрадиционные уроки, которые по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Такая форма урока всегда является выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный вид урока, всегда стараюсь помнить:
·           Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно не часто.
·           Не всегда содержание темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
·           Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
·           Все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы.
Нетрадиционные уроки имеют определенные основания, которые пояснялись через цели и реализовывались в конкретных формах. Представим нетрадиционные уроки в фотографиях:
ü  Основание имитация, каких-либо занятий или видов, способствовало расширению кругозора учащихся, и реализовывалась через уроки – экскурсии, путешествия, защиту проектов.
ü  Основание, измененные способы организации с целью развития осмысления отношения к знаниям в форме урока-встречи, защиты знаний.
ü  Основание, состязательно-игровая основа, проводилось с целью стимулирования познавательного интереса, в форме урока-игры, урок КВН, урок-эстафета, конкурс, турнир.
ü  Основание, оригинальная организация учебного материала, с целью становление способностей к учебному общению, сопереживанию, в форме урок-интервью, урок памяти, урок-портрет, урок-решение.
ü  Основание, аналогия с организованными событиями, с целью приобщения к активным формам внешкольной жизни, в форме урок-репортаж, урок-аукцион, урок посвящение.
Понять главное в нетрадиционном уроке мне помогают творческие принципы:
Отказ от шаблона в организации урока, от формализма в проведении.
Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Поддержка альтернативности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и наклонностям.
Использование оценки в качестве формирующего, а не результирующего инструмента.
Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующих классах. Детям они не надоедают.
 Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются как впервые. При разработке нестандартного урока учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность.
 В таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
И главное – огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке!
Всем интересно, дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка свои знания.
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра, кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
 Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.
 Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: "Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные".
 Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку? как творческую задачу.
Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение, детьми учебного материала, будучи важным, в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала кроссворды. Работать с ними можно с первого класса.
 Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно.
 В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.
Июнь 2020