Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Темежникова Екатерина Васильевна,
воспитатель,
ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка»,
г. Нарьян-Мар
Особенности работы воспитателя ДОУ
с одаренными детьми и их родителями
Кто такой одаренный ребенок?
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Самым ярким периодом для развития способностей детей является раннее детство и дошкольный возраст. Для детей дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У детей развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Дошкольники ярко проявляют фантазию, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, дети проявляют особую чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.
Одаренные дети отличаются от других:
·      легкостью и скоростью обучения, по сравнению со сверстниками;
·      существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
·      стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
·      высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.
Методы выявления одаренных детей
1.Анализ результатов педагогического мониторинга;
2.Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
3.Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Возрастно-психологические особенности развития одаренности дошкольника
В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий:
1.Общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня;
2.Доминирующая познавательная мотивация;
3.Креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая чувствительность к новому, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. У детей проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка. К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений. Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
Методы работы с одаренными детьми:
·      Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.
·      Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.
·      Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.
·      Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.
Задачи воспитателя в общении с одаренными детьми:
·      Создание атмосферы доброжелательности, избегание жесткого пресечения отрицательных форм поведения.
·      Использование конструктивной критики. Необходимо объяснить ребенку, что вы расстроены. Большинство одаренных детей знают, что хорошо, а что плохо и настроены на диалог.
·      Удовлетворение познавательных потребностей ребенка (отвечать на вопросы, быть благодарной аудиторией для всевозможных фантазий).
·      Поощрение и радость за успехи ребенка.
·      Обсуждение содержательных моментов деятельности, избегание критики за неуспех.
·      Развитие не только специфического дарования, предотвращение запущенности других невостребованных сторон детской личности.
Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности:
·      Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т.н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).
·      Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.
·      Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т.п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания.
·      Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности:
- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)
- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)
- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка
- развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни
- развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т.п.).
Работа с родителями ребенка с признаками одаренности
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
1.Пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
2.Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
3.Содействие развитию личности ребенка и его таланта;
4.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Воспитателям и специалистам, которые работают с одаренными детьми необходимо разработать мероприятия, которые помогут родителям разобраться в данном направлении и дать определение данного понятия «Одаренный ребенок». Для этого необходимо провести:
- анкетирование;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- родительское собрание.
Разработать для родителей:
- памятки;
- рекомендации;
- папки-передвижки;
- консультации;
- рекомендации.
Совместно с родителями:
- разработать детско-родительские проекты;
- привлечь родителей к совместному созданию предметно пространственной среды.
Деятельная активность всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех, что можно считать наиболее эффективной реализацией целей и задач воспитания подрастающего поколения.
Июнь 2020