Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Юдина Елена Николаевна,
преподаватель,
МБУ ДО ДШИ №3,
г. Тамбов
Мы знаем, что музыка с древних времён была выразителем всех граней бытия. Предки и современники сходятся в одном: возникновение и существование музыкального искусства – результат высокого духовного, нравственного и психического развития человека. Почему так важно музыкальное воспитание сегодня? Музыкальное воспитание высокого уровня способствует развитию всех граней личности ребёнка, а впоследствии - взрослого человека. Это развитие интеллектуальных способностей, где необходима оценочная деятельность, аналитическое мышление, развитие воображения, фантазии, концентрации внимания, которые в свою очередь активизируют творческий потенциал личности. Вспомним таких великих учёных, как А.Бородин, Д.Менделеев, А.Эйнштейн, они были убеждены, что музыка помогала им в научной работе.
Современное музыкальное воспитание сегодня имеет целый ряд этических и психологических проблем. Многие из них появились в последние десятилетия как результат изменения социально-психологического климата в мире и как следствие научно-технической революции. В большинстве своём они имеют психологическую основу и связаны либо с особенностями психологии современного человека, либо с психологическим воздействием музыки, либо с психологией отношения человека к музыкальному искусству. Поэтому эти проблемы можно обозначить как этико-психологические. В первую очередь к ним следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания, которая в последнее время приобрела особую остроту. Нарушена гармония между воспитанием и образованием. В погоне за объёмом информации, за углублением так называемых более «практических значимых» знаний упущена забота о формировании нравственного мира ребёнка и подростка. Мы, преподаватели школ искусств, часто сталкиваемся с недооценкой значения музыкального образования на всех уровнях – как в педагогической среде, так и со стороны родителей.
Современные концепции музыкального воспитания, общего и дополнительного музыкального образования основываются на гуманистических идеях признания права каждого ребёнка заниматься музыкой «для себя» или с перспективой профессионального определения, на идеях развивающего воздействия музыкальной среды, учёта интересов и потребностей ребёнка при выборе содержания способов получения музыкального образования. Успешность реализации данных идей в педагогической практике определяется позицией семьи и умением педагога организовать учебный процесс с учётом условий воспитания ребёнка в конкретных семьях. Сопровождение педагогом ребёнка и семьи в процессе музыкального образования строится на взаимных интересах, взаимоуважении, доверии, содействии и взаимообогащении участников этого процесса. Педагог тактично воздействует на учащихся и их родителей, корректирует их музыкальные интересы, вкусы, предпочтения, ненавязчиво обогащая родителей музыкальными и педагогическими знаниями.
Одним из доказательств необходимости музыкального развития ребёнка является история возникновения искусства и опыт педагогики, начиная с давних времён. Мы знаем о преемственности культурных традиций, это основа развития всего человечества в целом, и всеобщность музыкального воспитания всегда была на высочайшем уровне. Множество теорий о зарождении музыки, которые сейчас существуют - из обряда и магии, из подражания звукам природы, ритмам трудовых процессов и т. д. - говорят о том, что музыка возникла из практических потребностей и как результат высокого психического развития человека. Издревле музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой – со способностью музыки, как никакого другого вида искусства, моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, наконец, с её исключительно сильным нравственным воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека. Все эти качества музыкального искусства приобрели сегодня особую актуальность.
Музыкальное воспитание способствует развитию и интеллектуальных способностей личности, развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. К современному образованию сегодня предъявляются требования увеличить сумму преподаваемых знаний, развить эвристические (способствующие развитию мышления, активного поиска решений) способности ребёнка.
Хочется сказать и о компенсаторной функции музыки. В современной жизни мы подвергаемся большой нравственной, психологической нагрузке, наши стремительные темпы, всеобщая компьютеризация неблаготворно влияет на нервную систему людей, а особенно детей. Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток положительных эмоций, в том числе и в подсознательной сфере. Музыка способна доставлять удовольствие, наслаждение. Много исследований сейчас посвящено лечебно- профилактической роли музыкального искусства. Существуют различные виды музыкальной, звуковой терапии, где учёные опираются на опыт традиционных музыкальных культур.
Следует заметить, что музыкальное воспитание сегодня усложняет чрезмерная перегруженность бытового музыкального фона, который также является важной составляющей музыкального воспитания, обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Значение музыки как бытового фона сегодня очень велико, а это снижает её высокие нравственные и воспитательные функции. Проблема эта обостряется и тем, что в двадцатом веке образовался исключительно большой разрыв между академическим и массовым искусством. Сегодня эта проблема встаёт по-новому: процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей. Жанровый объём бытовой музыки чрезвычайно сузился. Чрезмерное обилие поп музыки делает детей невосприимчивыми к иному музыкальному языку, а именно к языку классической музыки. Замена акустических инструментов на электронные тембры, обилие «механических» звучаний замедляет формирование музыкального слуха, музыкального восприятия. Музыкальное воспитание должно основываться на восприятии живого музыкального звучания, на разнообразных формах музицирования и творчества.
Музыкальное воспитание - неотъемлемая часть любой системы образования. Сегодня во всём мире стоит задача сделать общее образование более эффективным, и музыкальное воспитание, музыкальное образование играет в этом процессе значительную роль. Решение этой задачи способствует духовному оздоровлению общества.
Август 2020