Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Некрасова Екатерина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МОУ «Дороховская СОШ»,
п. Дорохово

«Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость».

В.А. Сухомлинский


Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к достижению обучающимися, освоившими основную образовательную программу начального общего образования, личностных, метапредметных, предметных результатов обучения. Метапредметные результаты включают с себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Самооценка –одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
В ходе обучения детям постоянно приходиться сталкиваться с необходимостью самоконтроля и самооценки. Самооценка, формируемая в процессе всей жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в её развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Она проявляется в сознательных суждениях, в которых индивид пытается сформулировать свою значимость.
Самооценка в целом имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Через сравнения, сопоставление себя с другими людьми в процессе деятельности происходит осознание различных свойств личности, и ребёнок начинает регулировать свое поведение в соответствии с отношением к себе, к своим возможностям. От самооценки зависит характер его общения, отношений с другими людьми.
Самооценка у младших школьников (завышенная, низкая, адекватная, неадекватная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность, что отражается на учебном процессе. Ученики с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу с целью исправления ошибок. Они заранее уверены в отрицательном результате и, напротив, переоценивают достижения товарищей. Учащиеся с завышенной самооценкой, убежденные в безошибочности своей деятельности, также не проверяют работу, стремятся быстрее сдать её учителю и «бракуют» всё, что делают другие.
Одним из важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил.
На протяжение всего учебного года важно проводить упражнения – тренинги, направленные на формирования адекватной самооценки и рефлексии.
Упражнения – тренинги, направленные на формирования адекватной самооценки и рефлексии.
ü  Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, выполнения одного из номеров. В конце работы ему нужно нарисовать круг и закрасить его тем цветом, который соответствует уровню выполнения работы.
ü  Взаимооценивание. Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания нужно ставить детей на роль учителя, для этого можно просто поеняться тетрадями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте.
ü  Самооценка на различных этапах урока. Например, на этапе первичного закрепления ученики выполняют задание – вставить пропущенные компоненты действий. Прежде чем дети преступят к выполнению данного задания, данный ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справиться с заданием, и своё предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой.

Возможны два варианта такого самооценивания:
1.         Ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения.
2.         Ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз после учительской проверки.
Причем замечено, что дети не скрывают своего незнания и неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на своё старание или отсутствия его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя.
ü  Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке
·           Что у вас получилось на уроке лучше всего?
·           Чем испытали трудности?
·           Кому сегодня было легко?
·           Кому пока было трудновато?
·           Кто доволен своей работой?
·           Как бы вы оценили свою работу?
Предлагаемые способы оценивания позволяют: ученику – видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив своё незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Учителю- не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию. Родителям – своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
В своей работе я придерживаюсь того, что оценка учителя прежде всего должна способствовать становлению объективной самооценке ребенка, поэтому для меня является важным научить младших школьников вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На уроках я стараюсь не только содержательно оценивать работу ученика, но и давать соответствующие пояснения. Ни в коем случае не сравнивать детей. Сравнение достижений идёт только по отношению к самому ребенку. Обязательная похвала, даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ребенок начинает уважать сам себя, а значит, начинают его уважать и одноклассники. Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышения качества обучения, но и на формирования самой личности ребёнка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
Август 2020