Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Безина Ирина Александровна,
учитель-логопед,
МДОУ Красногорский д/с «Солнышко»,
пгт Красногорский
Чувство внутренней радости от осознания собственных успехов, уверенность в собственных силах очень важно испытывать каждому ребенку. Привнося в свою работу доброту и хорошее настроение, положительный эмоциональный настрой, мы помогаем детям научиться противостоять возникающим трудностям, и относится к миру с доверием и ожиданием чуда. К большому сожалению, у современных дошкольников нередко отмечаются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. В наших с вами силах попытаться помочь детям преодолеть эти состояния. Проблема индивидуализации обучения, особенно актуальная при работе с детьми с речевыми нарушениями, одна из главных проблем современной педагогики, может решаться с применением многих методов. Чтобы успешно вести обучение, педагогу необходимо знать основные характеристики учащихся, прежде всего предпочитаемый ими способ воспринимать, запоминать, перерабатывать и использовать материал. Объединение свойств познаваемых предметов и явлений и создание их целостного образа происходит на основе полимодального восприятия Предметы и явления познаются на основе полимодального восприятия, а модальность используемая чаще других является ведущей или доминантной. В настоящее время к традиционному списку модальностей, который включает слуховую (аудиальную), зрительную (визуальную), вкусовую, гаптическую (осязательную) и обонятельную модальности добавлены висцеральная (восприятие деятельности внутренних органов) и кинестетическая. Дошкольники поливосприимчивы. Только после 7 лет одна из модальностей становится ведущей. В дошкольном возрасте преобладает кинестетическая модальность, следовательно более успешным будет усвоение через движение. Но однообразность, монотонность работы по автоматизации звука, введению звука в слоги основана чаще всего только на слуховом способе восприятия информации. Можно добавить зрительную, видимую информацию, а если подключит еще и кинетико-кинестетическую возможность усвоения материала, нейропсихологические методы и приемы, то процесс автоматизации можно разнообразить и ускорить.
Работая учителем-логопедом, имея медицинское и педагогическое образование, я использую нейропсихологический подход в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Комплексный подход к коррекции нарушений развития, основанный на методе замещающего онтогенеза А. В. Семенович, позволяет постепенно восстанавливать нарушенные у детей функции, выводить их на онтогенетический уровень развития, соответствующий норме. Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Нейропсихологическая коррекция включает когнитивные и двигательные методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния, а опирается на современное представление о закономерностях развития и строение мозговой организации ВПФ в онтогенезе. На логопедическом пункте МДОУ Красногорский детский сад «Солнышко» разработана и практически апробирована коррекционно – развивающая программа "Солнечные зайчики» для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, предназначенная для коррекции и развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы с помощью нейропсихологических методов коррекции. Методологической основой программы является методика А.В.Семенович «Нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском возрасте». Целью программы является формирование межфункционального взаимодействия ВПФ у старших дошкольников с ОВЗ. В ходе реализации программы решались следующие задачи:
- Развитие высших психических функций.
- Стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
- Формирование волевой и поведенческой регуляции.
- Развитие двигательной сферы:
- Развитие пространственных представлений:
- Регуляция и нормализация мышечного тонуса с помощью растяжек, реципрокных упражнений.
- Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.
Программа состоит из 12 занятий. Содержание занятий, подбор упражнений соответствует тематическому плану освоения лексических тем: «Осень», «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт» и др. В программе используются упражнения, разработанные А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович, Т.Н.Ланиной,И. Г. Выгодской.
В работе использовались следующие упражнения:
1. Дыхательные упражнения для формирования правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности, оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков легких, способствующих общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
2. Упражнения на координацию речи с движением, совершенствующие динамическую координацию, общую и мелкую моторику. Вырабатывающие у детей правильный темп речи, ритм дыхания, развивающие речевой слух, речевую и двигательную память.
3. Растяжки (кинезиологические упражнения) - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок. Эти упражнения направлены на оптимизацию мышечного тонуса и повышение уровня психической активности, нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
4. Глазодвигательные упражнения (кинезиологические упражнения). позволяющие расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
5.Упражнения на формирование двигательных ритмов (кинезиологические упражнения) – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Для облегчения усвоения детьми в данной программе сопровождены стихотворным текстом.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики рук позволяющие стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Эти упражнения благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение. Пальчиковые игры способствуют воспитанию у детей дошкольного возраста быстроты реакции, ловкости рук внимательности, воображения. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
7. Релаксационные упражнения, направленные на расслабление различных групп мышц. Во время релаксации сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и активизируется работа головного мозга, восстанавливается нервно-психическое равновесие.
8. Звуковые дорожки, графомоторные дорожки, лабиринты из методики Kumon, способствующие автоматизации и введению звука в речь при одновременном произнесении и выполнении движений одной или обеими руками (с возможностью использования мелких игрушек, камешков марблс или природного материала).
9. Нейропсихологические игры.
Игра «Попробуй, повтори!», способствующая развитию внимания, пространственных представлений. Для подключения речевой активности, в которой одновременно с выполнением основного задания, т.е. воспроизведения движения на карточке, игрок должен повторять ряд слогов, чистоговорку, стихи или скороговорку.
Результатом применения нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи у детей по результатам педагогического наблюдения явились:
- предупреждение, ослабление или снятие выявленных нарушений,
-создание базовых предпосылок для полноценного участия психических процессов в овладении правильным звукопроизношением, практическом освоении грамматических категорий, формировании связной речи.
- развитие высших психических функций;
- стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов;
- функциональная активация подкорковых образований мозга;
Август 2020