старший воспитатель,
МБДОУ № 48 «Детский сад общеразвивающего вида»,
г. Кемерово
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру дети познают окружающий мир, подражают взрослым, учатся жить. Так воспитанники младшего дошкольного возраста игровые ситуации черпают из ближайшего окружения, в котором находятся. Дети старшего дошкольного возраста через игру отражают рассказ, увиденные наглядные образы и т. д. Игры детей дошкольного возраста можно делить на два вида: сюжетная игра и игра с правилами. В зависимости от возраста ребёнка каждая игра имеет свои особенности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В среднем дошкольном возрасте появляются ролевые взаимодействия, от владения предметным действием к ролевому. Дети старшего дошкольного возраста владеют режиссерской игрой, игрой – фантазированием, распределяют роли, наблюдается организация игрового пространства. Игры с правилами дети осваивают постепенно. Сначала действия по правилам, затем выигрыш, а потом способность изменять правила по договору со сверстниками.
За время прошедших лет было проведено огромное количество самых разнообразных педагогических исследований детской игры. Такие исследователи как: Е. А. Аркин, П. А. Рудик, А. П. Усупова, М. Я. Басова, Д. В. Менджерицкая, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин выявляли влияние игровой деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста. А. П. Усова отмечает, что игры детей уже в трёхлетнем возрасте носят сюжетный характер и в этом направлении игра интенсивно развивается до 7 лет.
Сегодня через игру дети обучаются, всесторонне развиваются. Игра в детском саду, незаменимый помощник педагога. В такой форме порождается доверие и единство между воспитателем и ребёнком. В ДОО особое место занимает применение различных современных педагогических технологий. Одна из важнейших технологий – игровая. Специфика игровой технология – предметная среда для игровой деятельности. Выделяют три типа игрового материала: игрушки – «персонажи», игрушки – «предметы оперирования», игрушки «маркеры пространства». К игрушкам - «персонажам» относят фигурки людей, животных, ролевые атрибуты и др. Маркеры игрового пространства – это игровой материал, указывающий на место действия игры (кухня, парикмахерская и т. д.). Предметы оперирования – это игрушки, замещающие настоящие (чашка, чайник, машинка и т. д). Для всех возрастных групп также необходим материал, который мы не можем назвать игровым (коробки, верёвки, палочки). С возрастом дети всё больше нуждаются в полифункциональном материале, который воплотит их игровые замыслы.
В играх ясно виден уровень общественного воспитания, уровень интересов, моральные качества, навыки поведения в обществе детей и т. д. Руководство игрой является более сложным и трудным делом, чем, например, обучение организованной образовательной деятельности, это руководство требует глубоких знаний и большого педагогического мастерства.
Список использованной литературы
1. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. //Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1995.- 254с.
Интернет источники:
1. Режим доступа: http://firo-nir.ru/index.php/instrumentariy/materi aly-dlya-izucheniya/atlas.html. Загл. с экрана. – (дата обращения 08.08.2020).
2. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bo ok=usova_rol-igry-v-vospitanii-detej_1976&bookhl Загл. с экрана. – (дата обращения 08.08.2020).
3. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0018/3_0018-19.shtml #book_page_top Загл. с экрана. – (дата обращения 08.08.2020)