Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРФОКАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФЭМП

Фокина Светлана Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Малыш»,
г. Рославль, Смоленская область
В 20219-2020 учебном году я вела кружок «Занимательная математика» для детей подготовительной к школе группы. В ходе работы я стала активно использовать перфокарты. Данное дидактическое пособие учитывает современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания. Перфокарты понятны и доступны детскому мышлению, легки в изготовлении и применении. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием– многократное использование.
Перфокарта представляет собой индивидуальную однородную карточку с заданием или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от учебной цели, возраста детей, уровня их развития. На листе бумаги разной формы и размера рисую, пишу, набираю на компьютере или приклеиваю объекты, соответствующие определённой теме. Ламинирую, чтобы перфокарта «служила подольше». В карточках делаются прорези в виде квадратов, прямоугольников. На занятии каждый ребёнок получает перфокарту, чистый лист, карандаши и фломастеры. Чистый лист подкладывается под перфокарту (можно закрепить скрепкой). Выполняя задание, ребёнок в прорези рисует значок, проводит линии, пишет буквы или цифры. Задания выполняются индивидуально, перфокарты используются многократно. При работе с перфокартами можно использовать разные варианты:
- чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок вписывает ответ;
- педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки. Дополнительно задаю вопросы.
Варианты проверки:
- самостоятельно;
- дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- соревнование - дети могут соревноваться друг с другом.
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Для более эффективной работы с перфокартами необходимо заинтересовывать детей предстоящей деятельностью, создать элементарную проблемно – поисковую ситуацию, объяснить правила игры, познакомить с общими способами действий, стимулировать проявления самостоятельности, поощрять стремление детей достичь результата.
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий, активизировать мыслительную деятельность детей, внимание. Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности – самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Элементы занимательности и новизны вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе. Дети проявляют активность, находчивость, сообразительность и стараются добиться высоких результатов.
Используя перфокарты по ФЭМП, можно решить следующие задачи:
Образовательные:
- закрепить математические представления о числе, составе числа, форме, цвете, размере, времени, пространстве.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
- развивать самоконтроль, способность к проявлению волевых усилий;
- развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
-формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
-поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Очень эффективны перфокарты для закрепления пройденного материала, для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.
В дальнейшем я стала использовать данный вид работы в ООД различной направленности, самостоятельной работе детей. Перфокарты предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы:
- педагогами ДОУ в рамках организованной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- в рамках образовательной деятельности в режимных моментах,
- воспитателями и родителями дошкольников самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Данное пособие обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которому поддерживается высокий темп работы на занятиях, а также позволяет педагогу более эффективно решать поставленные задачи.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Представляю вашему вниманию несколько перфокарт, которые я использую в работе.
«Реши пример».
Цель: развитие вычислительных навыков.
Оборудование:36 карточек (размер 9/8 cм), содержащих 5 примеров на сложение и вычитание в пределах первого десятка.

«Геометрические фигуры».
Цель: развивать логическое мышление, внимание; закрепить знания о геометрических фигурах, учить изображать их.
Оборудование:30 карточек (размера 9/8), которые имеют три строки и три столбца (9 клеток).7 (или 8) клеток заняты геометрическими фигурами, 2 (или 1) - свободны и имеют прорезь, в которой ребенок изображает геометрическую фигуру, на подложенной снизу бумаге.
Количество детей: 2-6 человек.
Содержание. Каждый ребенок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание на форму и цвет. Найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки. Варианты проверки могут быть разными: воспитателем либо взаимопроверка (при конечном контроле воспитателя).

Перфокарта «Цифры потерялись»

Это ламинированная таблица, на которой ребенок пишет маркером или фломастером.
Цель: закрепить порядок расположения цифр
Задание: Запишите в пустые клетки нужные цифры.
Записи после проверки стираются. Такую перфокарту можно использовать много раз.
Дети с большим увлечением работают с перфокартами. Опыт применения данной методики показал, что тестовый контроль позволяет воспитателю систематически, а не эпизодически, выявлять знания дошкольников, оперативно проверить усвоение материала, более продуктивно использовать учебное время, учитывать индивидуальные особенности дошкольников, дает возможность опросить всех по каждой теме, быстро обработать большое количество материала, характеризующего уровень знаний.
Август 2020