Высшая школа делового администрирования
Конференции

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОПРОСАМ БЕЗ-ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

Байденко Инна Валентиновна,
заместитель заведующего по ВМР,
Детский сад №161 «Лесовичок»,
г. Тольятти
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма одна из приоритетных задач любого детского сада.
Работа по данной проблеме ведется в нашем детском саду по следующим направлениям:
–           оптимизация образовательного процесса;
–           компетентностное образование кадров;
–           взаимодействие с семьями воспитанников;
–           создание условий.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
Вся система нашей работы представлена в виде структурной модели, включающей в себя компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный.

Каждый из этапов включает в себя задачи. Так, целевой этап направлен на реализацию задач, соответствующих когнитивному, эмоционально-мотивационному и поведенческому компоненту безопасного поведения на дороге:
-          формирование знаний о правилах дорожного движения и безопасном поведении на дороге
-          развитие эмоционально-положительного отношения к выполнению правил безопасного дорожного движения;
-          формирование навыков самостоятельного применения знаний о безопасности дорожного движения в поведении и деятельности.
Содержательный и технологический этапы включают определенные формы, методы, приемы организации детской деятельности для освоения правил безопасного поведения на дороге.
Результативный этап посредством игровых заданий, бесед, проблемных ситуаций позволяет определить эффективность всей системы работы.
Содержательный компонент формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к вопросам безопасного поведения на дороге обеспечивается следующими педагогическими условиями:
Первое условие - организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, чтение) информацией об опасности и безопасности конкретных действий на дорогах и формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек дорожной безопасности.

Выдвижение данного условия обосновано необходимостью включения воспитанника в нужную систему действий, отношений, что возможно только в процессе разных видов деятельности.
Поэтому следующим этапом нашей работы была разработка содержания по формированию у детей осознанного отношения к вопросам безопасного поведения на дороге в процессе разных видов детской деятельности. В рамках каждого компонента нами подобраны различные формы, включающие основные виды детской деятельности:
слайд
* двигательная (подвижные игры и упражнения),
* игровая (сюжетно-ролевые и дидактические игры),
* коммуникативная (беседы, рассказы, объяснения),
* познавательно-исследовательская (проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения),
* продуктивная (рисование, ручной труд),
* музыкально-художественная (агитбригада, прослушивание музыкальных произведений, просмотр мультфильмов, праздники, досуги, развлечения),
* чтение (произведения художественной литературы, связанные по тематике с формированием навыков безопасного поведения на дороге).

Использование технологии интерактивного обучения, информационных технологий стало эффективным средством формирования и закрепления знаний, а также применения имеющихся знаний в новых условиях.
Разработанные интерактивные игры используются в различных моментах образовательного процесса: в совместной двигательной, познавательно – исследовательской деятельности, в досуговых мероприятиях, в индивидуальной работе с ребенком, с родителями для закрепления детьми дома полезной информации о правилах безопасного поведения на дороге и для закрепления, полученного в детском саду опыта.
Так в процессе бесед, дидактических игр, решения проблемных ситуаций, экспериментирования, упражнений у детей формируются представления о правилах безопасного поведения на дороге, различных видах светофора, перекрестка, пешеходных переходов, дорожных знаках и др.

В процессе просмотра мультфильмов, театрализованных постановок, восприятия произведений художественной литературы, встреч с сотрудниками ГИБДД у детей развивается интерес и желание соблюдать правила безопасного поведения на дороге, осуществлять контроль и оценку безопасного поведения на дорогах других участников дорожного движения.
Второе условие реализации работы по данной проблеме -компетентность педагога, его готовность решать поставленные задачи с учетом современных подходов в дошкольном образовании и индивидуальных возможностей детей.
Компетентность педагога в вопросе формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге предполагает знание педагогических средств, владение методикой формирования; мотивацией к соблюдению правил безопасности.
С целью овладения и внедрения в образовательный процесс детского сада технологии формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к вопросам безопасности на дороге организовывались разнообразные формы повышения компетентности педагогов:

МАЛООПЫТНЫЕ ПЕДАГОГИ

ОПЫТНЫЕ ПЕДАГОГИ

Консультации: «Формы работы с детьми по обучению ПДД в разных возрастных группах», «Построение системы работы по изучению дошкольниками безопасного дорожного движения», «Осуществление интегрированного подхода в процессе формирования навыков безопасного поведения» и др.

Семинары-практикумы: «Организация предметно-развивающей среды в группах», «Важно каждому знать правила дорожного движения», «Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах» и др.

Педагогические дискуссии: «Формы взаимодействия с семьями»,

Практикумы: «Планирование Дня Безопасности с детьми» и т.д.

Конкурс авторских дидактических игр

Разработка:

- методических рекомендаций и примерное планирования по организации и насыщению видов детской деятельности;

- критериев конкурсов по данной теме (Конкурс «Книжек – малышек по ПДД», «Конкурс чтецов «Правила дорожные – правила надежные»);

- сценариев родительских собраний и т.д.


После проведенной работы педагоги более глубоко понимают сущность и важность проблемы формирования навыков дорожной безопасности у детей дошкольного возраста, стараются использовать эффективные методы и приемы, учитывая возрастные особенности и индивидуальные различия детей.
Третье условие – взаимодействие детского сада и семьи по принципу сотрудничества, которое строится по следующим направлениям:
1) целенаправленная просветительская работа, пропагандирующая профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
2) ознакомление родителей с содер­жанием работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) ознакомление родителей с резуль­татами педагогической диагностики ребенка и планом коррекции;
4) обучение родителей конкретным приемам и методам успешного воспитания у детей осознанного отношения к вопросам безопасного поведения на дороге
5) участие родителей в мероприятиях детского сада.
В совместной работе детского сада и семьи нами широко исполь­зуются разнообразные формы:
·           Ежегодные Встреча с сотрудниками ГИБДД, которые обращают внимание на главную роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
·           Оформление стенда для родителей детского сада. Информация разделена на 3 блока: «Я – пешеход», «Я – пассажир», «Я – водитель» и содержит информацию в соответствии с этими блоками.
·           Передвиж­ные библиотечки.
·           Аудиожурналы.
·           Медиатеки.
·           Акции.
·           «Подари раскраску в группу».
·           «5 минут поэзии на ночь».
·           «Смастерим с детьми».
·           «Семейные книжки-самоделки».
·           Семейные коллекции «Виды транспорта».
·           «Листовки пешеходам и водителям».
·           Педагогические копилки «Правила дорожные – правила надежные», «Безопасность ребенка в ваших руках» и т.д.
·           Заочные викторины «Правила движения достойны уважения», где Светофор предлагал семьям различные задания.
·           Игротека «Школа пешеходных наук» Семьи воспитанников берут напрокат домой дидактические игры, пособия, диски, литературу по обучению детей безопасному поведению на улице, сделав отметку в специальном журнале.
·           Выпуск иллюстрированных журналов для родителей по данной проблеме в соответствии с возрастом детей.
·           Фотоконкурс «Лучшие пешеходы»
Четвертое условие - расширение развивающей предметно-про-странственной среды в целях освоения детьми правил безопасного поведения на дороге.
Так, в познавательном центре располагаются дидактические игры и пособия: «Опознавательные знаки транспортных средств» (с использованием кругов Луллия по технологии ТРИЗ).
В речевых центрах старшего дошкольного возраста используется универсальное пособие «Чудо-дерево», на котором размещаются «дорожные» слова, коллекции картинок с дорожной тематикой, книжки – малышки о правилах дорожного движения.
В двигательных центрах групп также подобран материал, направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге:
Атрибуты для подвижных игр «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Веселый трамвайчик», «Цветные автомобили», «К своим знакам».
Одним из эффективных способов привития безопасного поведения на дорогах является организация автогородка на территории детского сада, где проводятся практические занятия, игры, тематические развлечения.
Автогородок оборудован дорожными знаками, светофором, разметками пешеходных переходов, тротуаров, проезжей части, детским колесным транспортом.

Для проведения занятий в автогородке изготовлены стационарное и выносное оборудование, так, например, для знакомства с работой сотрудника дорожно-постовой службы на территории размещен стационарный пост ДПС с макетом сотрудника и полицейской машины.
Макет автозаправочной станции формирует у детей опыт безопасного поведения на автозаправочных станциях: нельзя использовать огонь, заправлять транспортное средство с включенным двигателем.
Цель любой игровой деятельности по ПДД является применение знаний в практических действиях детей.
Эффективность деятельности коллектива детского сада в данном вопросе подтверждается успешным активным участием воспитанников детского сада в конкурсах по безопасности: победа во Всероссийском конкурсе «Умный пешеход», победа в городском конкурсе «Зелёный огонек», призовое место в городском фестивале детского научно-технического творчества «Автофест».
Опыт работы детского сада представлен педагогическому сообществу на различных уровнях: Международный конкурс Интербриг «Правила дорожные детям знать положено», городской фестиваль детского научно-технического творчества «Автофест»
В настоящее время уже началась работа по оборудованию велоплощадки на территории детского сада, где воспитанники детского сада не только будут обучаться езде на велосипеде, но и закреплять правила безопасного поведения велосипедиста. Также запланировано оборудование мини-площадок около групповых веранд для катания на велосипеде.
В заключении, необходимо отметить, что использование технологии формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге позволяет сформировать субъектную позицию дошкольника по соблюдению правил дорожного движения, применению своего опыта в самостоятельной деятельности.
Август 2020