Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Трушникова Ольга Ивановна,
педагог-психолог,
МАДОУ д/с «Родничок»,
г. Советский
Дошкольный возраст является важным периодом для психомоторного развития детей. К одной из основных задач обучения детей с задержкой психического развития относится формирование графических умений, которые являются составляющей при обучении рисованию и письму. В ряде исследований Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л, Мастюковой Е.М., Лебединской К., Екжановой Е.А., Марковской Е.М. и др., посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР, отмечаются специфические особенности, затрудняющие формирование письменных навыков и изобразительной деятельности, затруднено воспроизведение рядов с элементами одинаковой величины, а также и с заменяющими друг друга элементами разной величины. При диагностике у детей наблюдались: напряженность пишущей руки, частый отрыв карандаша от листа, несоблюдение размеров графических элементов, последовательности написания, плавного перехода между элементами, медленный темп. Детям было трудно удерживать карандаш и одновременно выполнять графические элементы, изображать предметы, проводить линии в разных направлениях.
Формирование графического навыка психологически и физиологически происходит довольно сложно. В процесс письма вовлекаются кора головного мозга, анализаторы – слуховой и зрительный, работа некоторых мышц тела. Графический навык представляет собой сложное действие – речевое (интеллектуальное) и двигательное. При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку все еще трудно ограничивать длину линий, кинестетический контроль формируется только после шести лет, поэтому основной контроль принадлежит зрению. При формировании у детей дошкольного возраста с ЗПР графических умений работа ведется в следующих направлениях: развитие мелкой моторики, оптико-пространственных навыков; развитие дифференцированного восприятия цвета, формы, величины; развитие познавательной активности, мотивации всех видов деятельности.
Процесс обучения графическим навыкам зависит от ряда условий и причин: общего уровня психического развития, особенностей обучаемости, первоначального уровня развития мелкой моторики, сенсомоторной координации, графических и моторных умений ребенка. Методика формирования графических навыков у дошкольников с ЗПР имеет свои особенности. На начальном этапе, для повышения интереса к рисованию, можно предложить фломастеры, мелки, маркеры, которые оставляют яркий след и не требуют тонкой регуляции мышечного напряжения.
При обучении графическим умениям и навыкам детей с ЗПР рекомендуется соблюдать следующие правила:
- ребенок может приступать к выполнению графических заданий в том случае, когда у него наблюдается положительное эмоциональное отношение к деятельности;
- перед выполнением графических упражнений необходимо провести пальчиковую гимнастику и игру на активизацию внимания;
- следует постоянно следить за осанкой, правильной позой, положением рук, правильным захватом карандаша (фломастера, кисти), сидя за столом;
- работа должна строиться по принципу: педагог – ребенок, взрослый создает игровую ситуацию, выполняет более сложные графические задания, а ребенок более простую;
- при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).
При подборе графических заданий должны учитываться следующие требования к проведению занятий: допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10-12 минут; при организации занятия необходима частая смена видов деятельности; иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму; после проведения занятий необходимо провести зрительную или дыхательную гимнастику, релаксационное упражнение.
При формировании у детей дошкольного возраста с ЗПР графических умений работа ведется в следующих направлениях:
- развитие тонкой моторики, согласованности движений обеих рук (кистевых и пальцевых движений), зрительно-двигательной координации. Для этого используют разнообразный материал, необходимый для упражнения по развитию ручной моторики: доски Сегена, мозаики, различный мелкий раздаточный материал, рамки М. Монтессори, различные виды вкладышей, предметы для сортировки и нанизывания;
- развитие зрительно-двигательной координации; формирование специфического навыка – захвата различных предметов, сыпучих материалов указательным типом хватания, формирование умения выполнять задания с различными мелкими предметами по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, обучение детей выполнению действиям кистями и пальцами рук по речевой инструкции;
- развитие умения детей застегивать и расстегивать кнопки, пуговицы, обучение детей составлению целого предмета из частей, формирование умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания, размазыванию пальцами пластилина по картону, дощечке, обведению по контуру простых предметов, линий, не отрывая карандаша;
- развитие умения детей штриховать простые предметы в различных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево); ориентироваться на листе бумаги, верно располагать графические изображения, ориентируясь на заданные линии; обучение выполнению графических заданий в совместной работе со сверстниками, по образцу, воспитание оценочного отношения детей к собственным графическим работам, к результатам работ сверстников, сравнение их с образцом.
В процессе занятий по формированию графических навыков дети будут усваивать систему сенсорных эталонов, расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Занятия позволят заложить в каждого ребенка основы важных личностных черт и поведения, а также интеллектуальные умения: понимание и принятие цели нашей деятельности, анализ условий задания, выделение способа её решения, поэтапное выполнение умственных действий.
Август 2020