Высшая школа делового администрирования
Конференции

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Вялых Екатерина Витальевна,
учитель английского языка,
МБУ «Школа № 72»,
г. Тольятти, Самарская область
Современные образовательные тренды в российском государстве проявляются в активизации развивающей функции. Новые глобальные тенденции образования, тесная связь с наукой, бизнесом, социальными процессами ведут к тому, что современные школы нуждаются в учителях с высоким уровнем знаний, с всесторонней и специализированной квалификацией, необходимой им для адаптации к сложной взаимосвязанной и противоречивой образовательной деятельности.
Состояние образовательного процесса в современном мире можно охарактеризовать как разнонаправленное: одной стороны, образование в 21-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, а, с другой - огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных национальных проектов по образованию. Трудно осознать, почему сложно определить основные проблемы современного образования. Их наличие (вопросов) и степень их реализации определяется уровнем развития общества и соответственно образования, степени трансформации менталитета применительно к образовательной деятельности. Любая проблема - это толчок к саморазвитию, самопознанию, к преодолению противоречивых процессов в образовательной деятельности, ведь современная педагогика имеет большой опыт по разрешению важных вопросов.
Остановимся на одном из них, он является самым приоритетным - вопросе организации урока, без которой трудно представить педагогическую деятельность. Процесс организации современного урока является главной задачей учителя. Исходя из субстанции созданных условий для самореализации личности: всестороннего развития способностей, активизации мыслительной деятельности, умению обобщения знаний, относящихся к разным разделам науки, зависело решение многих проблем педагогической деятельности.
Важно организовать учебный процесс так, чтобы каждый ребёнок на уроке был занят посильной работой, способствующей его развитию, акцентирование внимания на мыслительной деятельности, создание творческого подхода применительно к каждому образовательному методу, приему, постоянно наполнять их новым содержанием. Особенно актуальна эта проблема для школьников, поскольку на этапе онтогенезиса учебная деятельность определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В соответствии с этим, необходимо искать новые образовательные приемы – так возникли «учителя - дублёры». Их профессиональные навыки помогают интерпретировать условия для максимального развития способностей каждой личности.
Один из вопросов, который необходимо решать в сфере образования современному учителю, заключается в активизации развития творческих способностей детей, а это необходимое условие для разрешения проблемы одарённости. Вот и следующая проблема современного образования, которую нужно решить современному учителю. Достаточно часто на творческую личность не обращают внимание. А именно на неё должен ориентироваться современный урок. Акцентирование внимания педагога следует на такие ценности как максимальное развитие тех качеств одаренной личности, которые определяются ее потребностями. Следовательно, необходимо создавать в школах условия для самореализации творческой одаренной личности. Одной из составляющих учебного процесса является разработка индивидуально - образовательных программ на каждого одарённого ученика. Важно правильно помочь им реализовать потенциальные способности. Многие педагоги считают, что дети перегружены. Вместе с тем, «перегрузка» наблюдается там, где доминирует умственный труд, ученик пытается запомнить, заучить учебный материал, что характеризуется односторонним подходом в образовании. Ученик должен уметь размышлять, анализировать. Одарённым детям нужно показать дорогу, они пойдут по ней и поведут за собой остальных. Но путь может для некоторых быть коротким, потому что только школа не может в полной мере предоставить им широкие возможности занятий той деятельностью, которая отвечает потенциалу одарённости. Такие возможности могут иметь внешкольные детские образовательные учреждения. Поэтому проблема одарённости в сельской школе ещё долгое время не будет решена, в виду отсутствия условий для функционирования музыкальной, художественной, спортивной направлений образования, необходимых для всестороннего развития личности. Следовательно, следующая проблема российского образования – это проблема сельской школы, ее образовательного процесса, направленного на достижение определенного уровня образованности учащихся, достаточного для самостоятельного творческого решения современных задач. Большинство из обозначенных вопросов - разрешимые. Но существует проблема нехватки педагогов.
Сельская школа в основном держится на учителях пенсионного возраста. Данный возрастной период, в силу менталитета не позволяет пересматривать профессиональную деятельность: трудно понять, зачем надо менять подходы к обучению, почему необходимо самому меняться, переучиваться. Потребность в учителях с каждым годом становится всё больше. Следовательно, возникает потребность в реальной государственной поддержке молодых специалистов для работы в сельской школе. Будущих учителей для сельских школ вузы должны осуществлять на основе целевой подготовки. Образовательный процесс в сельской школе сложнее, чем в городской. Педагог сельской школы - это не только универсал, не только предметник, но и человек, который формирует и развивает метапредметные (общеучебные, надпредметные) умения учащихся.
Актуальным вопросом являются оценки результатов деятельности сельской школы с точки зрения качества образования реализуемых через единый государственный экзамен. Результаты ОГЭ и ЕГЭ в сельской школе ниже, чем в городских. Благодаря дополнительным занятиям с учителем во внеурочное время, (учитель сельской школы никогда не отказывается помочь ученику) они переходят из класса в класс. Деятельность педагога не должна зависеть от результата обучения. Самым главным результатом образовательной задачи педагогического процесса должно быть желание ученика идти в школу, стремление к самосовершенствованию, к выбору профессии.
Образовательный процесс учитывает индивидуальные различия детей, их интересы, возможности, склонности и способности. Дифференцированный подход реализуется не только в форме учета индивидуальных особенностей одаренных детей, но слабоуспевающих школьников. Последние могут находиться в состоянии «тревожности» - проблема имеющее место в современном образовании. Такие ученики каждый день испытывают состояния дискомфорта: отказываются отвечать на уроках, предполагая, что будут смеяться одноклассники, если он неправильно скажет. Дома будут ругать родители, за плохую оценку. Если для таких детей не будет создана атмосфера доброжелательности, то вскоре они «замкнутся», перестанут учиться. У них будет низкая мотивация к познанию, следовательно, личность не сможет в полной мере реализовать себя. Низкая мотивация к обучению - это тоже проблема современного образования.
Ребёнок должен понимать, если у него не получится что-то, то он сможет исправить, а помогут ему в этом родители и учитель, которые верят в его успех. Ориентация на доступные обязательные результаты обучения дает школьнику возможность на каждом уроке испытывать учебный успех. Из посредственного неуспевающего ученика ребенок превращается в школьника, справляющегося с учебной задачей и приобретающего положительные мотивы к обучению.
Проблему трудового воспитания можно тоже отнести к основным проблемам современного образования Дети не хотят трудиться ни физически, ни умственно. Физический труд разрешён только с согласия родителей, которые стараются оградить ребёнка от жизненных трудностей, от трудовой деятельности. Вместе с тем, человека трудно воспитать без повседневного труда во всей его сложности и многогранности. Трудовые умения и навыки, как бы ни сложилась судьба выпускников школы, потребуются им в любой сфере деятельности. Поэтому основная задача учителя в этом направлении образовательной деятельности - это учить детей учиться. Ведь умственный труд нисколько не легче физического.
Главной проблемой современных педагогов является отсутствие у них мотивации к поиску и реализации новых образовательных технологий и недостаточное знание ими теории технологизации образования. Далее следует «дефицит умения адаптировать новые технологии обучения к условиям собственной педагогической деятельности». Попытка осуществить инновационные проекты «старыми» способами ведет к рассогласованию между целевым, содержательным замыслом и методом его реализации, «отсутствие возможности прохождения методических стажировок по проблемам использования новых педагогических технологий», а также «необученность технологиям педагогической диагностики, снятия стрессов и «тревожности» у школьников».
Таким образом, все проблемы современного образования охватить невозможно. Дальнейшее развитие общества по пути демократизации ведет к изменению в отношениях между людьми, следовательно, и в отношениях «учитель – ученик». Это означает, что необходимы трансформации в методах и технологиях обучения, в способах управления образовательным процессом. Проблем у современного образования много, и охватить все невозможно.
Педагогика – искусство педагогической деятельности, искусство решения педагогических задач. Наблюдается определенная недооценка этого практикующими педагогами. К выполнению любой задачи необходимо подходить с пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика – это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, насколько эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов. Разрешить их может педагог, способный идти в ногу со временем, умеющий внедрять в педагогический процесс новые идеи, новые технологии, а также способный с помощью слова воспитать высоконравственную личность, любящую свою родину, умеющую творчески подходить к любому делу.
Август 2020