Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шалаева Ирина Анатольевна,
воспитатель,
МОУ СОШ №19,
Вологодская область, г. Вологда
Влияния природы на жизнь людей невозможно переоценить, общение с природой происходить ежедневно и ежеминутно, мы все зависим от природы. Общение с ней, раскрытие ее тайн делает человека чутким, развивает умение переживать, сострадать, сочувствовать, делает человека именно Человеком. Чем больше мы узнаем природу своего родного края, тем больше мы начинаем любить его. Природа во всей своей красе является источником первых конкретных знаний и тех радостных событий и переживаний, которые запоминаются на всю жизнь.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реальные представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, родного края, сформировать потребность бережного отношения к ней – важнейшие задачи дошкольного образования, образовательного учреждения и семьи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) обозначил целевые ориентиры, которые определяются как «возможные достижения ребенка» следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире…Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» С учетом этих целевых ориентиров и следует формировать систему экологического воспитания дошкольников.
Дошкольное детство – это первая и очень важная ступень развития ребенка. Потребительское отношение к природным ресурсам и к природе в целом приводит к разрушению и истощению природных запасов, уничтожению диких животных, разрушению мест их обитания. Для предотвращения экологической катастрофы крайне необходимо прививать любовь и бережное отношение к природе с детства.
К.Д. Ушинский считал, что для осознанного усвоения знаний необходимо необходима систематизация, последовательность и ясность предоставляемого материала. Обосновывая принцип наглядности обучения, К.Д. Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств».
До тех же пор, - указывал К.Д. Ушинский, - покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны».
Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.
Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
В его записях есть трогательные признания о воздействии весны на собственные чувства и мысли: «Но как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, — пишет он, — когда приближалась весна: я следил за каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Тающий снег, чернеющий лед реки… проталины в саду, земля… прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом моего страстного недремлющего внимания».
Красота природы, ее разнообразие, а главное ее наглядность, когда не только на словах педагог объясняет то или иное явление, обеспечивают доступность понимания и оказывают влияние на развитие мыслительной деятельности ребенка, умению видеть, слышать и делать выводы.
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Одним из путей повышения эффективности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы педагога.
Необходимо создавать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, то есть новые знания, умения и навыки, новые способы действия добываются в процессе исследовательской, поисковой и экспериментальной деятельности. Важно поддерживать и поощрять стремление ребенка самостоятельно думать, делать выводы, чувствовать.
Для осуществления экологического воспитания в педагогического процессе используются различные формы организации деятельности:
- непосредственно образовательная деятельность (НОД);
- наблюдение в природе;
- прогулки;
- экскурсии;
- работа в уголке природы;
- беседы;
-экологические праздники и досуги;
- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;
- поисковая деятельность;
- трудовая деятельность детей;
- организация выставок и конкурсов творческих работ;
- участие в детских экологических конкурсах и олимпиадах;
- чтение художественно литературы.
Таким образом, можно сказать, что значение знакомства с родной природой в образовании и воспитании дошкольников велико и неоспоримо. Экологическое воспитание помогает сформировать умеющую логически мыслить, делать самостоятельные выводы, уважительно относиться к окружающему миру природы, уметь, а главное хотеть, заботиться о нем ЛИЧНОСТЬ.
Список литературы
1.         Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: курс лекций для студ.высш.пед.учеб.заведений.- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гуманит.ун-та,2008.- 326с.
2.         Педагогическое сопровождение образовательного процесса дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС:сб.науч.ст./науч.ред.О.Г.Жукова.-Вып.4.-СПб.:ЛГУ им А.С.Пушкина, 2017.-160с.
Август 2020