Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Кычкина Татьяна Егоровна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад № 104 "Ладушка",
г. Якутск
Всемирная научная система констатирует, что за последние годы увеличилось число детей с речевыми нарушениями. Речевые нарушения, встречающиеся у детей дошкольного возраста, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Чтобы предупредить нарушения чтения и письма, необходимо подвести дошкольников к практическим обобщенным представлениям о морфологическом составе слов. Это возможно только в условиях практического использования ими в устной речи большого разнообразия грамматических форм слов, а также различных форм словообразования, расширения словарного запаса однокоренными словами, доступных семасиологических наблюдений над словом и т.п.
В нашем саду открыта логопедическая группа: 10 детей с общим недоразвитием речи, 5 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Сложные дефекты речи наших детей требуют систематической коррекционно-развивающей деятельности педагогов (логопеда, воспитателей, физруков, муз работников). Поэтому целью создания логопедической группы является формирование правильного звукопроизношения, помочь детям освоить практическое использование языка как средства общения, тем самым предупредив у детей нарушения чтения и письма.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием языковой системы перед нами стоит ряд задач:
- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
- устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
- сформировать навыки звукового анализа;
- развить связную речь;
- предупредить нарушения письма и чтения.
Спецификой работы в логопедической группе определяется имеющимися у каждого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
Отсюда вытекают наши задачи:
1. Постановка звука.
Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
2.Накопление, активизация словарного запаса (на занятиях логопеда, по развитию речи, в режимных моментах).
3.Формирование связной речи нуждается во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.
4. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
5. Развитие у детей внимания, памяти.
Эти процессы тесно связаны с развитием речи.
6. Совершенствование словесно-логического мышления. Речь и мышление тесно связаны между собой и развивают друг друга.
7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики.
8. Развитие грамматически правильной речи.
В логопедической группе одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2.Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3.Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром.
Направления воспитательной работы:
1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
2. Поддержка и повышение социального статуса семей
3.Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
5. Оптимизация детско-родительских отношений
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Поэтому, одной из видов работы выбрала использование игр по формированию мелкой моторики рук и изготовление пособий и атрибутов для этого. Родители активно принимали участие в изготовлении атрибутов и пособий, понимая роль развития мелкой моторики для и совершенствования речи. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
·физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
·мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
·конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
·прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка;
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес. Перед тем, как приступить к решения поставленной перед собой задачи я провела тестирование для выявления уровня сформированности ручной умелости у детей. Диагностика показала, что 25%-низкий, 40%-средний и только 35%-высокий уровень. Данные показали, что необходимо срочно создать условия для системного подхода формированию мелкой моторики рук и внедрению новых образовательных технологий. Уровень развития речи детей также находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук (комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости). В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Разработка картотек: «Пальчиковые игры», «Игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики, самомассаж», «Физкультминутки с применением пальчиковой гимнастики».
• Разработка и создание самодельных игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
• Создание тематического альбома «Игры и пособия на развитие мелкой и общей моторики».
В ходе предметной деятельности и игр использовались такие игры, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики рук детей, а также способствуют формированию речевой активности. Так, например: «Что внутри?», «Какая лошадка быстрее?» (ребёнок наматывает на палочку веревку, тем самым наматывает лошадку к себе) «Забавные шнуровки», «Кто быстрее доберётся до солнца?», (Несколько детей наматывают на палочку ленту) «Поиграй с Аленкой» (ребёнок просовывает руку в рукав и должен тактильно угадать, что за предмет внутри коробки) «Пальчиковый театр», «Попади в круг», «Белкины запасы» (Внутри коробки ребёнок должен найти орешки. Коробка засыпана зерном). В процессе экспериментирования с материалами и веществами, использовались упражнения и игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками, что способствует развитию мелкой моторики рук.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей посредством развития мелкой моторики рук, проводились самые разнообразные работы:
✓ Тематические консультации.
✓ Папки – передвижки.
✓ Выпуск памяток с упражнениями.
✓ Оформление стенда.
✓ Мастер – классы.
✓ Родительские собрания.
✓ Дни открытых дверей.
Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики. Ознакомление с особенностями развития речи детей старшего дошкольного возраста помогла консультация «Развитие речи детей посредством формирования мелкой моторики рук». Семинар – практикум «Мелкая моторика для развития речи дошкольника», где родители расширили свои представления о значимости развития мелкой моторики для развития речи детей. На семинаре – практикуме «Развиваем пальчики, развиваем речь» родителям в ходе игр и упражнений была показана взаимосвязь развития речи от развития мелкой моторики рук.. С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук, был проведен мастер-класс «Игры своими руками». В результате данного мастер-класса родители в домашних условиях научились делать пособия для развития мелкой моторики рук, что поспособствовало пополнению предметно-развивающей среды группы.
Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Ожидаемые результаты:
-Пополнение предметно-развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей.
-Повышение активности родителей в совместной работе с педагогами детского сада, уровня знаний и компетентности по вопросам развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.
-Формы работы с родителями по вопросам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
В работе с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества и взаимодействия.
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук; возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.
Список использованной литературы
1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003.
2. Кормилицына Е. С. Игры с бельевыми прищепками. // «Дошкольная педагогика» – 2006. № 5,
3. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001.
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983.
Август 2020