Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Терехова Юлия Анатольевна,
учитель,
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко,
г. Москва, г. Троицк

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Джон Дьюи


Век высоких компьютерных технологий – так можно сказать о двадцать первом веке. Современный ученик живёт в мире электронной культуры. В связи с этим меняется роль учителя в информационной культуре. Он становится координатором информации. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Использование информационно-коммуникативные технологий на уроках предметно-практической направленности:
¾        усиливает положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся;
¾        позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
¾        обеспечивают наглядность;
¾        увеличивает объем выполняемой работы на уроке;
¾        обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения;
¾        расширяет возможность для самостоятельной деятельности обучающихся;
¾        обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. ИКТ можно использовать как:
- средство обучения (индивидуальное и фронтальное);
- средство организации контроля усвоения учебного материала;
Так, например, интерактивную доску можно использовать на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении. Электронные ресурсы: презентации Microsoft Power Point,интернет ресурсы (библиотека МЭШ и т.п.) позволяют наглядно представлять материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; Использованием ИКТ актуально и на уроках предметно-практической направленности. Ученики имеют возможность повторить теоретический материал, используя качественный иллюстративный материал, в виде тестов, приложений, аудио и видеофайлов. Яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации – один из способов мотивации к учению.
Одно из средств внедрения ИКТ– использование интерактивной доски. Можно перечислить следующие преимущества работы с интерактивными досками для учителя:
1. наглядное объяснение нового материала;
2. оформление записи поверх любых открытых приложений;
3. сохранение и печать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время урока;
4.обмен материалами с другими учителями;
5.стимул профессионального роста.
Однако при работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
1.возникновение технических проблем;
2.ограничения по времени работы с интерактивной доской на уроке согласно санитарным нормам.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества на уроках предметно-практической направленности.
Способы использования интерактивной доски:
¾        записи поверх выводимых на экран изображений;
¾        использование групповых форм работы;
¾        совместная работа над таблицами или изображениями;
¾        управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
¾        использование интерактивной доски с возможностью сохранить и распечатать результат;
¾        изменение текста на экране, используя виртуальную клавиатуру;
¾        изменение изображений на экране, использование пометок;
¾        сохранение на компьютере пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшего использования на других уроках;
¾        сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику;
¾        демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
¾        демонстрация видеороликов, фильмов;
¾        создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
¾        создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.;
¾        возможность делать записи электронными чернилами;
¾        просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи;
¾        редактировать объекты и действия.
Использование интернет-ресурсов для подготовки к урокам предметно-практической направленности позволяет:
1.расширить виды учебной деятельности учащихся;
2.оперативно обменяться информацией в профессиональных сообществах;
3. профессионально расти педагогу;
4.раскрыть творческие возможности учителя по подбору и использованию дидактического материала;
5. использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Использование возможностей современных информационных технологий соответствует триединой дидактической цели урока:
¾        образовательная – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
¾        развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
¾        воспитательная – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувство товарищества, способности к взаимопомощи.
Опыт использования ИКТ на уроках показывает:
1.         повышение уровня учебной мотивации;
2.         увеличение объёма использования наглядности;
3.         увеличение качества учебно-воспитательного процесса;
4.         изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
5.         рост качества знаний у учащихся.
Уроки предметно-практической направленности с использованием ИКТ стали привычными для меня и учащихся моих классов. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им умело надо владеть и использовать на своих предметных уроках. Учитель всегда должен помнить, что ИКТ – это не цель, а лишь средство обучения, которое должно применяться только там, где оно действительно необходимо. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Нужно помнить, что чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Нельзя уповать только на ИКТ и не превращать их в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий ребёнку книги, игрушки, а главное - живое общение.
Использование ИКТ на уроках предметно-практической направленности — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.
Список используемой литературы
1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Пед. технологии. - 2004. - №2.- с.32-37.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.
3. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Нижний Новгород, 2000. - 265 с.
4. Мартиросян Л.П. Требования к структуре, содержанию учебного материала и организации учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2003. - Вып. 12. - 107-115 с.
5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 2008. - 192 с.
6. Никонова Н.В. Методические подходы в обучении математике учащихся с применением информационных технологий // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2006. – С. 78-82.
Август 2020