Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Тарловская Елена Анатольевна,
учитель иностранного языка,
МБОУ «Гимназия № 1»,
г. Курчатов Курской области
Современный урок иностранного языка невозможно представить без применения эффективных образовательных технологий. Однако трудно переоценить важность и целесообразность использования технологий, направленных на защиту и сохранение самого ценного­­ – здоровья обучающихся. Ведь как говорил В.А. Сухомлинский, добрая половина забот педагога – воспитание здорового ребенка. Следует выделить 2 группы педагогических технологий, которые направлены на достижение этой цели – здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Под здоровьесберегающей образовательной технологией мы будем понимать «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» (Н.К. Смирнов). Здоровьеформирующие образовательные технологии – это совокупность психолого–педагогических технологий, программ, методов, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. [1]
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий обусловлена самим характером предмета «Иностранный язык». Это раннее изучение предмета (со 2 класса), коммуникативный характер учебной деятельности, необходимость освоения большого объема лингвистического материала, актуализация 4 видов речевой деятельности на уроке иностранного языка, активный характер деятельности обучающихся и необходимость учета особенностей произношения и грамматического строя изучаемого языка. Следовательно, главной задачей учителя на уроке становится создание максимально комфортных условий, которые обеспечивают обучающимся работоспособность и позволяют избежать переутомления, поддерживать интерес и мотивацию обучающихся. По данным Института возрастной физиологии РАО, 25 -30 % первоклассников уже имеют отклонения в состоянии здоровья, а к 9 году обучения количество здоровых детей уменьшается в 4 раза. При этом количество близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, нервно – психические расстройства учащаются с 5,6 до 16,4%, нарушения осанки увеличивается с 1,9 до 16, 8%, наиболее распространенной патологией в старших классах является нарушение остроты зрения у 30 -40% обучающихся. Проведя опрос среди обучающихся 7 класса, в котором я являюсь классным руководителем, я выяснила, что 90 % респондентов страдают от перегрузки домашним заданием, 50% испытывают психологический дискомфорт (стресс) на уроках, 40 % обучающихся имеют нарушения осанки или проблемы с пищеварением и 30 % отметили проблемы со зрением.
Существует много подходов к определению понятия «здоровье». По опредлению ВОЗ, здоровье включает в себя три уровня благополучия: физическое, психическое и социальное. Быть здоровым – это не столько не иметь заболеваний с физиологической точки зрения, сколько иметь определенный уровень валеологической культуры, уровень эмоциональной удовлетворенности и набор внутренних, моральных качеств. Формированию этой триединой системы на уроках иностранного языка способствуют такие актуальные средства здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, как оздоровительные силы природы, средства двигательной направленности и гигиенический средства (соблюдение температурного режима и режима проветривания). Планирование урока иностранного языка следует вести с учетом требований, предьявляемых к организации урока ИЯ. Плотность урока должна составлять не менее 60% и не более 75-80%. (Плотность урока – это отношение полезного времени, использованного на уроке учениками, ко всему времени урока). При этом количество видов учебной деятельности должно варьироваться от 4 до 7, а средняя продолжительность того или иного вида деятельности не должна првышать 10 минут. Поза и положение ученика должны чередоваться в зависимости от видов деятельности. Важно, чтобы психологический климат вызывал положительные эмоции. Кроме того, необходимо учитывать эффективность усвоения знаний учащимися на разных этапах урока: с 5 по 25-ую минуты – 80% знаний активно усваивается, с 25 по 35-ую минуты – 60-40% знаний, с 35 по 40-ю минуты – только 10%. К факторам риска, мешающим сохранять и укреплять здоровье обюучающихся на уроках ИЯ можно отнести интенсификацию учебного процесса, стрессовую тактику учителя, несогласованность методик обучения с возрастными особенностями обучающихся, несоблюдение учителем физиологических и гигиенических требований к организации процесса обучения и некомпетентность некоторых родителей в вопросах здоровьесбережения. Очевидно, что система работы по созданию здоровьесберегающей среды на уроке иностранного языка должна включать такие ключевые этапы, как планирование урока, отбор методического инструментария с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и анализ с рефлексией.
На своих уроках я стараюсь использовать такие педагогические технологии, которые направлены на сохранение здоровья обучающихся, а именно: создание комфортной психологической среды на уроке, элементы дифференцированного обучения, игровые технологии и динамические минутки и паузы. Говоря о приемах реализации здоровьесберегающих технологий, можно выделить 2 большие группы: общие приемы, которые относятся ко всем предметам, и частные приемы, реализуемые только на уроках иностранного языка. Общие приемы включают смену видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки. В своей практике я часто провожу разрядку собственного сочинения на английском языке. При этом обучающиеся встают в проходы между рядами и повторяют движения за учителем:
Stretch your hands
And do your best-
Now you can have a rest.
Stretch your joints
And be OK-
You will have a perfect day!
Такая разрядка перед сменой видов деятельность позволяет быстро снять физическое напряжение, создает положительный эмоциональный фон.
К частным приемам реализации здоровьесберегающих
технологий, применяемых на уроках ИЯ, можно отнести приемы, реализуемые в обучении произношению, лексике, грамматике и при формировании иноязычных речевых умений.

Таблица. Частные приемы реализации здоровьесберегающих технологий.

В обучении произношению

При формировании лексических и грамматических навыков

При формировании иноязычных речевых умений

считалки, песни

звуковая наглядность (аудио записи, проговаривание)

анкетирование

рифмовки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением)

зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки)

игры, ролевые игры,

пальчиковые игры

фонетическая зарядка, фонетические игры

предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы)

инсценирование, драматизация

звукоподражательные игры

лексические и грамматические игры

маски

физкультминутка с произнесением рифмовок

кроссворды, загадки, викторины

костюмы

движения при исполнении песен на иностранном языке

беседа с пальчиковой куклой или игрушкой




Конечно, выбор того или иного приема должен быть методически обоснован. Так, в обучении произношению я практически на каждом уроке в начальной школе использую движения под музыкальное сопровождение при исполнении песен на английском языке. Отличным источником коротких динамичных видео для начальной школы служит ресурс Pinkfong.[2] Там можно найти короткие песенки с ритмичными движениями, например «Baby shark». Еще одним прекрасным ресурсом для организации динамических пауз является Supersimple. [3]
На уровне основного общего образования в своей педагогической практике я использую нестандартные формы проведения уроков.
Так, на ставшем уже традиционным в гимназии Дне Межкультурного Диалога я использую элементы арт-педагогики: во время представления музыкальной культуры Великобритании мои обучающиеся 6 класса не только исполнили песню «Lady Greensleeves», но и представили танцевальную композицию. Подобный синтез музыки и танца оказывает мощное эмоциональное воздействие на зрителей, мотивирует обучающихся среднего звена к изучению иностранного языка. С целью формирования иноязычных речевых умений в говорении на ИЯ я часто обращаюсь к приему драматизации. Это не только драматизация диалогов из учебника перед одноклассниками, но и работа над театральными постановками. Так, обучающиеся 7 класса приняли участие в Дне будущего первоклассника и представили сказку «Little Red Riding Hood» на английском языке. Охотно обучающие откликаются и на предложение сделать динамическую паузу на уроке. Физкультминутка на уроке английского языка не только предотвращает утомляемость обучающихся, но и служит для профилактики нарушения осанки и зрения. В среднем звене весьма популярна физическая разминка на английском языке:
Hands up!
Hands down!
Hands on hips, sit down!
Stand up, put your hands to the sides —
Bend left, bend right.
Hands on hips,
Оne, two, three, hop,
Оne, two, three, stop.
Stand still!
Больше материала для проведения физкультминуток на уроках ИЯ можно найти в пособии «Clap and Step». [4]
На ступени среднего общего образвоания целесообразно включать в канву урока такие приемы здоровьесберегающих технологий, как минутки релаксации под музыку, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз. Так, на счет «one, two, three, four» обучающиеся делают 1 глубокий вдох. Затем по команде “Breath in!” необходимо задержать дыхание. После этого на счёт «five, six, seven, eight» обучающиеся делают глубокий выдох. Можно включить расслабляющую музыку на 2-3 минуты, попросить обучющихся занять удобное положение за партой и предложить им отправиться в виртуальное путешествие: «Now close your eyes, make yourself comfortable. You are in a tropical forest now. What can you see? What can you hear? How do you feel?».
В заключение следует подчеркнуть, что урок иностранного языка в силу своей специфики позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. При этом сам урок становится более увлекательным, функциональным, динамичным, и продуктивным с точки зрения достижения планируемых результатов обучения. Без сомнения, здоровьесберегающие технологии на уроке ИЯ должны использоваться с учетом возрастных, физиологических потребностей и возможностей обучающихся. Грамотное применение этих технологий в системе сделает уроки более эффективным, повысит удовлетворенность обучающихся полученными знаниями и, самое главное, укрепит и сохранит здоровье и педагога и обучающихся.
Библиографический список
1.         Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека/ Н.К. Смирнов.-М.: АРКТИ, 2003 г.
2.         https://www.youtube.com/channel/UCcdwLMPsaU2ezNSJU1nFoBQ (дата обращения 12.08.2020).
3.         https://supersimple.com/super-simple-songs/ (дата обращения 12.08.2020).
4.         Clap and step. Физкультминутки на уроках английского языка/ А.В. Туленкова- Минск: Пачатковая школа, 2012- 31 с.
Август 2020