Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ»

Макурина Наталья Николаевна,
воспитатель,
АНО ДО «Планета детства «Лада»
детский сад № 161 «Лесовичок»,
г. Тольятти
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации образовательной деятельности с детьми в детском саду, так как сегодня делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. Перед дошкольными образовательными организациями стоит задача воспитывать активных, творческих детей, способных самостоятельно ставить цель и добиваться результата, получать знания, используя доступные информационные ресурсы.
Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности ребёнка в разных видах деятельности, в том числе в познавательно-исследовательской.
Как развивать эти качества у ребенка дошкольного возраста?
Эффективным средством поддержки инициативы и самостоятельности детей в познавательно-исследовательской деятельности выступает педагогическая технология «Образовательный квест», результатом-продуктом которой является «Энциклопедия юного исследователя».
Почему мы выбрали именно технологию «Образовательный квест»?
«Образовательный квест» – интерактивная педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы [5]. Это своего рода проблема, решая которую ребёнок:
– добывает знания,
– выстраивает работу по алгоритму,
– приобретает навыки поиска информации,
– проводит исследования в образовательной среде,
– делает собственный выбор.
Технология «Образовательный квест» способна не только расширить кругозор детей, но и позволяет детям активно применить на практике свои знания и умения. В основе технологии лежит организация педагогом прохождения детьми этапов квеста. Квест – это игра, которая требует от игроков решения тех или иных умственных задач, знакомства с новой информацией, закрепления имеющихся представлений для преодоления препятствий и движения по маршруту, который может быть определён или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Образовательные задачи могут быть различными по содержанию и наполнению: творческие, интеллектуальные и др. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве, так и на улице, природе, охватывая всё окружающее пространство.
В основу образовательного квеста на основе технологического подхода мы заложили организацию познавательно-исследовательской деятельности детей.


Мы разработали маршрут прохождения образовательного квеста, целью которого является: развитие интереса к предмету, познавательной активности и самостоятельности детей; формирование у детей навыков юного исследователя и личной ответственности за выполнение работы.
Также обозначили задачи:
– формировать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
– формировать у детей умение классифицировать, группировать, обобщать;
– способствовать проявлению детьми избирательных интересов;
– развивать у детей познавательный интерес и потребности, любознательность;
– расширять кругозор детей;
– формировать у детей навыки культуры, сбора материала и оформления энциклопедии;
– активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Результатом прохождения каждого квеста является вещественный продукт «Энциклопедия юного исследователя». Что это такое?
Это новая и уникальная форма фиксации результата интегрированной познавательно-конструктивной деятельности детей. Каждая станция квеста завершается созданием странички будущей энциклопедии
Как это работает? Приведём пример одного из образовательных квестов по созданию энциклопедии.

Тема квеста совпадает с темой будущей энциклопедии. Выбор темы детям можно предложить по-разному:
– через иллюстрации,
– через видеофрагмент,
– через ситуацию из повседневной жизни.
Например, в группе у девочки Марьяны сильно разболелся зуб,она плакала, все дети её жалели, и конечно каждый из них вспомнил, что тоже попадал в такую ситуацию. Вот она проблемная ситуация: «У ребёнка заболел зуб», из которой можно сформулировать тему будущей энциклопедии и будущего квеста.
Детьми были предложены следующие темы:
– «Что делать, чтобы не болел зуб?»,
– «Почему блестят зубки?»,
– «Кто такой стоматолог?»,
– «Что такое бормашина?»,
– «Какая зубная щетка лучше чистит?».
После общего обсуждения с детьми мы выбрали тему квеста и энциклопедии: «Кто такой стоматолог?».
На этом этапе у детей формируется умение получать необходимую информацию в общении и умение выслушать другого, с уважением относиться к его мнению, интересам, вести диалог.
Итак, мы определились с темой и переходим к следующей станции нашего маршрута: выбору формы энциклопедии. Это может быть книга, книга-раскладушка, энциклопедия в коробке и т.п.

Дети, самостоятельно договорившись между собой или с помощью пособия «Поле выбора» выбирают вариант. Для данной темы мы выбрали книжку-раскладушку.
Двигаясь дальше по нашему маршруту, мы вместе с детьми определяем содержание квеста. Как уже отмечалось, каждая станция квеста завершается созданием странички будущей энциклопедии. Мы предлагаем алгоритм, который и определяет содержание. Например, наша тема «Кто такой стоматолог?».

Предлагаем детям следующие пункты:
– Стоматолог, это кто? – «ВРАЧ»;
– Что он делает? – «Лечит, консультирует, помогает»;
– Какие у него есть предметы-помощники? – «Зеркало, бормашина, кресло»;
– Чем полезен врач-стоматолог? – «Он учит детей, как правильно чистить зубы».

Каждый пункт алгоритма – это отдельная страничка. Зачем знак вопроса? Это творческое задание создаётся исходя из интересов ребёнка. Он может предложить тему самостоятельно, может выбрать с помощью пособия «Я – сам!».

Какие же странички могут быть в энциклопедии? Речевая страничка – составление рассказа, используя метод Синквейна. Может быть занимательная страничка: составление ребусов, кроссвордов, загадок, пазлов. Здесь дошкольник может проявить своё творчество, самостоятельно придумывая и сочиняя эти задания, используя иллюстративный материал: вырезки из журналов, рисунки, готовые фотографии или постановочные. Часть этих поисковых заданий и оформление страничек можно предложить выполнить совместно с родителями, а в дальнейшем ребёнок может предложить свою идею самостоятельно.
На протяжении этапов по выбору и обсуждению страничек энциклопедии у ребёнка формируется умение самостоятельно планировать свою деятельность, понимать и выполнять алгоритм действий, доводить начатое дело до результата.
Источники для поиска информации могут быть различными: экскурсии, поиск в сети Интернет, книжная продукция, возможность задать вопрос взрослым и т.п.
Таким образом, у ребёнка формируется умение использовать различные информационные ресурсы.
Следующая станция маршрута – это непосредственное составление энциклопедии. Материал собран: есть страницы, изготовленные ребёнком совместно с родителями, а есть оформленные в группе в совместной деятельности с детьми. Педагог организует вместе со всеми авторами обсуждение полученного материала, при необходимости материал дорабатывается и затем создаётся книжка-раскладушка – «Энциклопедия юного исследователя «Кто такой стоматолог?».
На этом этапе у детей формируются определённые универсальные умения: анализировать свою деятельность и деятельность сверстника, высказывать и аргументировать своё мнение и убеждать, а для педагога это прекрасная возможность мотивировать детей для дальнейшего прохождения новых образовательных квестов.

Важным этапом для ребёнка является самооценка, рефлексия и презентация продукта образовательного квеста. Где мы можем транслировать готовый продукт и для кого? Вновь обращаемся к маршруту: сообществу детей и родителей, педагогов, интернет-сообществу и т.д. Какие варианты презентации полученной книги можно предложить? Их несколько:
– организовать выставку,
– организовать интерактивную презентацию,
– использовать метод посткроссинг (обмен информацией по группам нашего детского сада или с другими дошкольными образовательными организациями через открытые письма: флаеры, листовки, буклеты).
Таким образом, мы видим, что используемый нами технологический подход при организации познавательно-исследовательской деятельности детей, а именно образовательный квест, заканчивающийся созданием «Энциклопедии юного исследователя», помогает решать задачи разных образовательных областей и развивает ребенка таким, каким требует современное общество: любознательным, эрудированным, творческим, креативным, коммуникативным.
Самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Список литературы
1.         Гавришова Е. В., Миленко В. М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 10. С. 24–26.
2.         Киселок У. Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 4. С. 68–69. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2727/
3.         Осяк С. А. и др. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247.
4.         Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. 25.11 (№ 265). URL: http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
5.         Самохина О. Н. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1. № 3. С. 36–39.
Август 2020